Общество

В Петербурге незрячие люди вызывают у прохожих жалость и ужас

27 марта 2014 10:16 Подготовила Юлия Галкина
версия для печати
«Я боюсь одна заходить в метро», - говорит петербурженка Нина Балан, которая потеряла зрение 40 лет назад и ежедневно, чтобы добраться из дома до работы и обратно, преодолевает мириады препятствий – пустяковых для зрячего и смертоносных для слепого. На днях волонтеры решили помочь таким, как Нина Константиновна, и организовать дежурство в метро – присоединиться может любой желающий.
В Петербурге незрячие люди вызывают у прохожих жалость и ужас Фото: globallookpress/Дмитрий Кутиль

Петербурженка Ольга Филиппова, в прошлом педагог, решила организовать «незрячий патруль» на станции «Комендантский проспект»: так, сегодня, 27 марта, она планирует дежурить с 12:00 до 18:00. Поддержать похвальную инициативу можно, вступив в «Группу помощи слабовидящим в Санкт-Петербурге» «ВКонтакте»: там есть телефон для связи. В идеале, говорит Ольга, нужно охватить дежурствами и другие станции метро.

Ольга не незрячая и даже не слабовидящая. «Просто я очень часто встречаю слабовидящих людей, когда езжу по городу. И я стараюсь провожать их, - объясняет петербурженка. -  Мне кажется, лучший вид помощи для таких людей – те, кто рядом, на кого можно опереться».

В Петербурге более 10 тысяч незрячих и слабовидящих жителей (I и II группы инвалидности по зрению), из них около 2,5 тысяч – полностью слепые. Нина Балан, председатель городской местной организации Всероссийского общества слепых «Незрячие специалисты», рассказала, как им живётся в городе, где каждый столб несет смертельную угрозу.

Помогайте действием, а не сочувствием

- Я потеряла зрение, учась на втором курсе Гидрометеорологического института, это было в начале 1970-х. У меня заболевание, которое наступает при высокой близорукости и в результате физических нагрузок или сотрясений: просто отрывается сетчатка глаза. В те годы это было страшно: можно сказать, я лишилась будущего. Я думала: смогу ли я учиться и работать? Для меня это был просто крах. Но для молодого человека этот крах преодолим. Я закончила институт. Мне помогли найти работу: я много лет работала программистом, а потом перешла на общественную деятельность.

Город

Опишу ежедневный путь из дома на работу – сюда, на Петроградскую сторону. Если зима, первое препятствие – это сугробы; и в любое время года - припаркованные где попало машины, которые очень трудно обойти, не порвав или не испачкав одежду. Рискуешь разбить лицо или темные очки.

Второе – это реклама: щитовая и на тонких столбах. Нашей тростью не нащупать эти чугунные столбики: мы ударяемся со всего маха лицом, ломаем носы и зубы, разбиваем колени. Спотыкаясь о щитовую рекламу, падаешь вперед и разбиваешься.

Мешают и полусферы, которые сейчас организуют на тротуарах, чтобы машины туда не заехали.  Я как-то споткнулась о такую полусферу у метро «Площадь Мужества», упала и скатилась прямо на проезжую часть: хорошо, молодые люди подхватили – спасли. Это самые страшные преграды, с которыми бороться практически невозможно.

Наземный транспорт

Для начала его нужно умудриться поймать, догнать, найти дверь - потом сесть, запачкавшись о бока автобуса или троллейбуса (или нет – это как повезет). Как узнаю, что подходит мой автобус? Мечусь по остановке и кричу: помогите! Или спрашиваю в открытую дверь, какой это номер. А на своей остановке я уже по шуму мотора узнаю, автобус это или троллейбус.

Итак, села в троллейбус – теперь хорошо бы, чтобы объявляли остановки. И некоторые троллейбусы действительно хорошо оборудованы, объявляют каждую остановку. Вообще в городе есть городская программа «Доступная среда для инвалидов», создаются приборы для всех видов транспорта. Так, у слепого будет приемник, с помощью которого можно узнать, какой именно транспорт подошел. То есть работы в этом направлении ведутся.

Метро

Туда я даже боюсь одна ходить. Там надо найти специальный турникет, понять, куда приложить проездной... Если со мной идет сопровождающий, то он прикладывает обе карточки, свою и мою.

На эскалаторе, как правило, помогают люди. Ну и когда подходит поезд, мы нуждаемся в помощи, потому что рискуем упасть с платформы: чтобы сесть в транспорт, требуется физическая подмога.

Не надо обнимать за плечи или дергать за рукав – это очень неприятно.

Если вы хотите помочь незрячему человеку в транспорте, не надо ставить его напротив двери – иначе мы можем ногой попасть в зазор между вагоном и платформой.  Надо поставить незрячего у стеночки, чтобы он рукой почувствовал  расстояние до посадки. Потом мы сами найдем двери и сами перешагнем через этот зазор. Руку слепого надо положить на поручень – иначе он стоит и машет рукой в воздухе. Не надо толкать его и говорить: «Садитесь». Он не понимает – куда. Не надо обнимать за плечи или дергать за рукав – это очень неприятно. Нужно для начала спросить: «Нужна ли помощь?» Он ведь не видит вас и не знает, с какими целями вы к нему приближаетесь.

памятка зрячим о незрячих
Скачать файл
памятка зрячим о незрячих

Собаки-поводыри

Это святые собаки. Их воспитывают в Купавне под Москвой. Может быть, стоило бы и у нас сделать такой питомник? Тогда бы и наши незрячие больше пользовались услугами поводырей. Потому что ездить в Купавну и жить там, пока осваиваешь методику взаимоотношений с собакой, очень накладно. В городе, наверное, не больше 20 человек пользуются такой услугой. На содержание собаки выделяют 10 тысяч рублей в год. Но это очень мало для лабрадора – большой собаки, которой требуются и питание, и ветеринарная помощь.

Воспитание

Расскажу случай, который произошел со мной, когда я шла утром на работу. Учительница ведет первоклашек, они идут строем по двое. Дорожка узкая. Учительница командует: «Всем - вправо!» Освобождает мне проход. Я прохожу мимо… дети, вероятно, с ужасом смотрят на слепого человека. Я останавливаюсь и говорю учительнице: «Девушка, лучше бы вы при детях подошли ко мне и сказали: "Вам помочь?"» В будущем эти дети наверняка станут шарахаться от слепого.

В школе я попросила разрешения провести час здоровья. Но директор побоялась вести слепого в школу. Вот отсюда и идет культура взаимоотношений инвалидов и общества.

Ребенок подбежал ко мне: «Тетенька, вы слепая?» Я говорю: «Да, хочешь мне помочь?» «Нет, мама мне не разрешила к вам подходить, а вдруг вы заразная».

Думаю, воспитание отношения к инвалидам должно меняться. Я знаю по себе: когда была зрячей и видела слепого, кидалась от него в сторону – мне было настолько его жалко, что я плакала, но не помогала. Потому что я была в ужасе: как он живет бедный-несчастный?! У меня не хватало внутреннего уровня культуры, чтобы просто подойти и помочь. Я должна помогать действием, а не сочувствием.

Ребенок подбежал ко мне: «Тетенька, вы слепая?» Я говорю: «Да, хочешь мне помочь?» «Нет, мама мне не разрешила к вам подходить, а вдруг вы заразная».

Я была в Финляндии, там прекрасное отношение к незрячим. Наши бывали и в других странах: в Европе, в Америке слепой, хромой – это человек, который не вызывает ужаса, ему просто помогают. 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 222

Все опросы…