Истории

Кто и как убивает собак

В городе снова гибнут собаки. Догхантеры активизировались. Возможно, их очередные рейды были ответом на внимание к их сайтам городской прокуратуры.

22 февраля на Будапештской улице на глазах жителей скончалась всем известная дворовая собака Алиса. За ней семь лет ухаживала одинокая 73-летняя Евгения Михайлова. «Алиса была помесью колли с дворнягой. Я пыталась взять ее домой, но она не шла. Я построила ей будочку у дома, кормила, гуляла. Она игривая, добрая собака была. Но был один недостаток – лаяла на мужчин, особенно на пьяных. Могла и ночью залаять. А в тот день Алиса вдруг что-то съела, упала, начала жалобно лаять, задыхаться. Поднимется, пробежит, снова упадет, стонет на всю улицу. Пена изо рта пошла…», – рассказывает Евгения.

По ее словам, Алиса была стерилизована, привита и отпущена «Спецтрансом» по действующей в городе схеме ОСВ («Отлов-стерилизация-возвращение»). После стерилизации и чипизации на шею собаке надевают специальный ошейник, правда, как говорит Евгения, он плохого качества и животные его быстро сдирают.

После случившегося во дворе появились листочки с выражениями возмущения и угроз жителей в адрес тех, кто так жестоко расправился с Алисой.

Весеннее обострение

О том, что догхантеры активизировались, говорят и сообщения в интернете. Трое собак были отравлены в Курортном районе – сообщается в группе зоозащитников, которые ухаживают за безнадзорными собаками. Они пишут, что на собственные средства стерилизовали всех собак, которые никакой угрозы людям не представляли.

В группе социальной сети«ВКонтакте»  «Борьба с догхантерами. С прокуратурой на связи» в начале марта появилось сообщение, что по Дунайскому проспекту разбросана отрава. На зоозащитных форумах и в сообществах любителей собак сообщается о случаях отравлений бесхозных и домашних животных в Василеостровском, Калининском, Невском, Фрунзенском районах.

К сожалению, собрать точные фактические данные о количестве жертв сложно. Но можно отметить, что, как сообщил «Моему району» прокурор Фрунзенского района Станислав Румянцев, в это же время прошлого года произошла потрава примерно 15-ти собак. В основном пострадали домашние питомцы, несмотря на утверждения догхантеров о том, что их «меры» направлены против бродячих псов.

Кровь за сайт?

Возможно, очередные рейды догхантеров были ответом на внимание к их интернет-сайтам со стороны городской прокуратуры. С прошлого года активным расследованием деятельности этого «движения» занималась Фрунзенская прокуратура. Это случилось после обращения зоозащитников и владельцев собак. Так, на руках жителя района в муках, со всеми признаками приема изониазида (яда, который используют догхантеры) скончался пятилетний лабрадор, любимец пожилой пары. У женщины-хозяйки после произошедшего на фоне стресса отнялись ноги.

 «В городе существует целая организация догхантеров, у них есть свои сайты. Они постоянно мигрируют, открываются с разных доменных зон, – рассказывает прокурор Станислав Румянцев. – Собак они называют «блоховозами» , собирают по всему интернету информацию – кого и где покусала собака. На самом деле таких фактов не очень много, но если их собрать вместе, кажется, что да, безнадзорные собаки – это страшное зло».

У догхантеров есть своя философия, в основе которой – очистка окружающего пространства от опасности, исходящей от бездомных животных. Причем, «настоящие» догхантеры утверждают, что не разбрасывают отраву на улицах, а кормят ею с рук конкретных бродячих собак. Кто же тогда те, кто все-таки разбрасывает?

С одной стороны, представители движения говорят о том, что выступают только против безнадзорных животных. «Однако на их сайтах предлагается также добавлять в отраву и лекарство, которое нейтрализует антидот, которым можно спасти собаку. Понятно, что бродячего пса некому будет спасать, а значит, эта мера направлена именно против домашних собак, – замечает Румянцев. – Между зоозащитниками и догхантерами идет настоящая война, они выясняют адреса друг друга, угрожают расправами. А что это, как не рост ксенофобии, нетерпения к чужому мнению? Сегодня неугодны собаки – завтра бомжи, потом мигранты, и так далее».

Каждый случай должен учитываться

На сайтах догхантеров не только обсуждаются «подвиги», но выкладываются видео, фотографии, схемы, рисунки, подробно объясняются способы убийства собак.

Надзорные органы усмотрели в сайтах догхантеров нарушение двух законов – о необходимости ограничения информации, которая может негативно влиять на психику несовершеннолетних, и закона о СМИ, в частности о запрете информации, которая популяризирует способы совершения преступлений.

В итоге в январе 2014 года вышло судебное решение о запрете и самой информации и о требовании к провайдерам фильтровать контент. Решение направлено в Роскомнадзор, чтобы он внес информацию в список запрещенной.

Правда, сайт догхантеров уже благополучно работает под новым названием, хоть и с меньшим количеством «кровавого» контента. Группы догхантеров «ВКонтакте»  были закрыты.

Также прокуратура направила требование в полицию, чтобы каждый случай гибели собаки фиксировался в книге учета сообщений о происшествиях, проводилась проверка.

«Понятно, что шансов поймать убийц мало, они не афишируют свои действия, у них есть свои способы «тайно»  разбрасывать отраву. Но накопление информации очень важно, в конце концов, в определенный момент они попадутся. И само то, что мы ведем эту работу, является превентивной мерой», – считает прокурор.

Жестокие убийства животных подпадают под две статьи Уголовного кодекса РФ:

- Статья 167 – уничтожение чужого имущества. Наказание – штрафы, исправительные работы, может быть лишение свободы.

- Статья 245 – о жестоком обращении с животными. Лишения свободы нет, исправительные работы и штраф. В 2013 году восемь месяцев исправительных работ получил гражданин Петербурга, ранее судимый, за то, что зарезал кота соседки по коммунальной квартире.

Кусают или нет?

В процессе расследования работники прокуратуры советовались с зоологами. «Их мнение – собаки жили и будут жить рядом с человеком. Пока есть кормовая база – магазины, кафе – собаки здесь будут, убивай – не убивай. И их будет ровно столько, сколько особей на этой территории может прокормиться. Причем, они сами не пустят чужаков на свою территорию. Сейчас собаки отлавливаются, стерилизуются, им делаются прививки и они отпускаются. Стерилизация существенно снижает агрессивность», – добавляет Румянцев.

Корреспондент «МР» позвонила в пять травмпунктов в разных районах города и задала вопрос: «Как часто к вам обращаются люди, покусанные бродячими собаками?» Ответы были похожими – обращаются «иногда», «редко, но бывает», «работаю здесь 3,5 месяца – ни одного случая не было». Когда точно были обращения, и действительно ли собака была «бродячая» – не мог сказать никто.

Галина Шувалова, заведующая травмпунктом 55-й поликлиники, также сказала, что такие случаи очень редки. В основном среди покусанных – владельцы животных, которые или заигрались с собственной собакой, или собаку разнимали в драке, и она нечаянно куснула хозяина. Никаких «разорванных в клочья бродячими собаками детей», о которых часто упоминают догхантеры, или укусов, которые нанесли серьезное увечье человеку, в травмпунктах не помнят вообще.

«Понятно, что действительно серьезные случаи агрессии бродячих собак можно найти по России, что и делают догхантеры, чтобы показать проблему, но они единичны, и в них виноваты люди, владельцы. Они и должны нести ответственность. Нам нужно повышать именно сознательность владельцев, вводить паспортизацию собак, ответственность за выгул без намордника, развивать индивидуальную уборку за собаками и другие меры. Жестокость к животным не решит проблему, а может породить жестокость к людям. Когда я работал следователем по особо важным делам, мы расследовали убийства, в том числе серийные. Все мои подследственные начинали с животных…», – отмечает прокурор Румянцев.

Комментарий Анастасии Мельниковой, депутата Законодательного собрания Петербурга

«Моя собака, ньюфаундленд Винни, была отравлена прошедшей осенью, съела что-то на улице. Чудом удалось ее спасти. Мы пришли с прогулки, пес не успел подойти к миске, как стали подкашиваться задние ноги, упал. Я сразу все поняла, так как давно занимаюсь этой темой в ЗакСе. Срочно позвонила ветеринару, и мы помчались в госпиталь, где уже были подготовлены все инъекции. Именно быстрая реакция нас спасла. Анализы показали наличие яда. Собаку реанимировали пять часов, мне говорили, что шансов на спасение нет, но я попросила колоть лекарство, пока он сам не уйдет. Но через 12 часов Винни стало лучше. Слава Богу, он выкарабкался, но последствия сказываются на его здоровье до сих пор.

Заявление в милиции Центрального района у меня приняли, но в возбуждении уголовного дела отказали – нет доказательств, нет состава преступления. Я подала заявление в прокуратуру. Считаю, необходимо всем нам объединиться для спасения наших родных зверей. Может, кто-то из общественников возьмет на себя труд фиксировать все случаи, все поданные заявления и расследования. Нужно убеждать правоохранительные органы в необходимости активных действий. Нужна наглядная информация по городу для владельцев собак. Давайте бороться с этой бедой вместе!»

Памятка владельцам собак

1.Надевайте на собаку перед прогулкой намордник

2. Не давайте ничего нюхать более 10 секунд.

3. Всегда имейте с собой телефон ветеринара и узнайте, где находится ближайшая ветклиника.

4. После прогулки обязательно промывайте лапы и морду слабым раствором марганцовки.

5. Оставляйте свою уличную обувь вне досягаемости животных.

6. При появлении признаков отравления (тремор, рвота, судороги, параличи, кровотечения…) нужно немедленно дать активированный уголь 1-3 гр. на 1 кг массы и как можно скорее обратиться к врачу. Счет идет на минуты.

5. Если трагедия случилась, и собака умерла на том месте, где был яд, нужно, не убирая собаку, немедленно вызвать полицию и участкового, чтобы он зафиксировал факт, собрал материал на экспертизу. Только в этом случае он будет обязан возбудить дело.

«Все, что пишут о догхантерах – чушь»

Елена, участник форума догхантеров:

«Все, что пишут о догхантерах – удивительная чушь. Во-первых, нет никакой организации, банды и тому подобное. Есть форум, где вполне здравомыслящие люди желают решить проблему безнадзорных собак и понимают что ОСВ («Отлов-стерилизация-возвращение») - это не решение.

Во-вторых, нужно решить, кого называть догхантером.

Помимо того, что бездомная собака может покусать, она еще может быть распространителем кучи заболеваний. И все это заразное оседает в наших ветеринарных клиниках, где не всегда соблюдаются правила. К примеру, взвешивая моего кота, работник клиники не позаботился протереть весы после ротвейлера… не знаю, чем больного. Так что «неагрессивная», не значит безопасная, особенно если стайка бездомных собак любит спать в песочнице на площадке детского сада.

Сегодня «неагрессивная», а завтра стаю прикормили, и она начинает охранять территорию от всех, кроме прикормщицы. А послезавтра у собачек свадьба.

Проблема существует, о ней мало кто задумывается, пока за задницу не укусили, или насмерть ребенка не разорвали, причем ребенок должен быть или свой или близких знакомых. К сожалению, при нашей жизни несчастья других не очень трогают.

А способ решения проблемы реальный только один – безвозвратный отлов. Передержка максимум две недели, чтобы безутешный хозяин мог найти свою потеряху. Это снизит риск и почти решит проблему.

Но ОСВ – очень богатая и безопасная кормушка, чиновники и элита зооспаса (чаще всего они родственники) будут биться за нее до конца, а страдать будут жители и упоротые старушки-«кастрюльки» . Вот их реально жалко, большинству из них не хватает внимания и любви и выливается все это в психическое заболевание.

Делать добро чужими руками нельзя, хочешь помочь животному – возьми к себе на диван. Вот так на диване у меня уже три кота».

Из манифеста сообщества догхантеров с сайта dangerousdog.org

Мы выступаем:

- против коррумпированной программы стерилизации, пополняющей карманы чиновников, и по сути уже проваленной;

- за ответственность хозяев, связанную с нарушениями правил выгула собак, так или иначе могущих представлять опасность для других людей (особенно детей);

- за обязательную регистрацию владельческих животных;

- за административную ответственность лиц, прямо или косвенно занимающихся прикормом стай, так называемых опекунов и их кураторов;

- за ответственность лиц (уголовное преследование или принудительное лечение), создающих в своих домах незаконные передержки животных и мешающие нормальному проживанию соседей;

- мы за развитие породного собаководства. Приветствуем выведение новых востребованных жизнью пород и улучшение уже существующих;

- за переход к Европейскому принципу обращения с безнадзорными животными (отлов – передержка- пристройство/усыпление невостребованных).

Мы однозначно против разбрасывания отравы, где попало и используем метод, выражаясь образно, «из руки в пасть» . То есть следим за тем, чтобы приманку употребила конкретная бродячая собака.

Мы не истребляем хозяйских животных!

Мы не применяем насилия в отношении своих оппонентов!

Мы не используем рыболовных крючков, стекла и каких-либо ядов!

Стерилизация бездомных животных и возвращение на место обитания – выход или нет?

Метод ОСВ, в отличие от безвозвратного отлова, делает ставку не на прямое изъятие бездомных животных, а на постепенное снижение их численности (или остановку роста численности) за счет самостоятельного вымирания по «естественным причинам». Но до сих пор среди биологов и экологов нет единого мнения по поводу эффективности и гуманности программы ОСВ, хотя она внедрена во многих городах России.

Биолог Евгений Ильинский, сотрудник московского Центра правовой зоозащиты, в 2011 году опубликовал научную работу «Комплексная оценка эффективности применения различных стратегий регулирования численности бездомных животных в городских экосистемах». В этой работе Ильинский доказывает, что программа стерилизации не соответствует целям своего применения, так как не является гуманной к животным, и принципиально не способна сокращать численность бездомных животных.

Вера Степаненко, председатель комиссии Мосгордумы по экологии, признает невыполнимой задачей отлов для стерилизации всей популяции собак на территории крупного города: по её словам, часть собак проживает на закрытых территориях режимных предприятий, стройках и автостоянках, где они интенсивно размножаются.

share
print