Истории

«Рок-музыканты должны говорить о том, что действительно волнует людей»

Пока бездомный, но активно растущий музей русского рока под руководством Владимира Рекшана проводит выставку «Музыкант везде гость». Здесь обложки знаменитых альбомов «Аквариума», ДДТ, «Кино», «Алисы», подписанные музыкантами или художниками-оформителями; самодельная гитара, прибывшая в Петербург из Ростова-на-Дону, и гитара Михаила Файнштейна; мастер-диск винилового альбома группы «Кино» с мудрой карандашной надписью неизвестного авторства: «Не выбрасывать!» Борис Гребенщиков подписал свой альбом специально для музея – «Любителям древностей», а Юрий Шевчук – «Музею от экспоната».

Выставка проходит в арт-центре «Пушкинская,10», в галерее «2.04» до 6 апреля. 

Вдохновитель мероприятия Владимир Рекшан рассказал «МР», как продвигается работа над музеем рока:

- Здесь все экспонаты музея русского рока на сегодня?

- Объясняю. Это очередная выставка первого в России музея рок-музыки под названием «Реалии русского рока». Поскольку стационарного музея пока нет - может быть, и рановато - мы идем несколькими путями. Первое – это периодические выставки, второе – это создание и активная работа интернет-музея, где вывешиваются экспонаты, которых немало.

На этой выставка – только некоторые обновления. Здесь есть и серьезный объект: это проект памятника Башлачеву. В принципе, это этап в подготовке к большой месячной выставке, которая пройдет здесь же, на Пушкинской. Откроется в конце июня и будет работать в трех больших залах во флигеле.

Мысль, которую я пытаюсь донести: этот музей может быть только народным. Не то, что Рекшан ходит и у всех выклянчивает какие-то афиши и так далее. Проблема в том, что общество у нас сложно самоорганизуется. У нас все ждут губернатора, президента… царистское сознание. Губернатор точно не будет делать музей русской рок-музыки. Президент, я думаю, тоже, ему сейчас не до этого.

Если народ Петербурга хочет, он может это сделать, потому что еще не все умерли, какие-то объекты существуют. Хотя они стремительно исчезают…

  • _ERM6393

    Фото: С.Николаев

  • _ERM6341

    Фото: С.Николаев

  • _ERM6339

    Фото: С.Николаев

  • _ERM6420

    Фото: С.Николаев

  • _ERM6558

    Фото: С.Николаев

  • _ERM6551

    Фото: С.Николаев

- Расскажите про интернет-музей.

- Интернет-музей дал возможность охватить всю страну. В каждом городе была своя музыкальная история. Просто тот, кто не переехал в Ленинград или в Москву, остался известен на уровне своего города. И после того, как появилась интернет-история, я побывал в шести городах. Из Ростова-на-Дону, например, мы привезли самодельную гитару местной группы. У этой гитары может быть только два пути: или на свалку, или в музей. Много техники мы собрали: пульты, магнитофоны. Все будем выставлять летом. Но что из этого получится – зависит от людей. Я только помогаю. Все-таки когда-то истфак закончил, хочется на старости лет чем-то таким заняться…

- Олег Гаркуша тоже говорил о том, что собирается создать музей рока.

- Единственное достоинство капитализма – конкуренция. Желание Олега Гаркуши заняться музеем стимулирует меня к активной деятельности. 

- Где в Петербурге (кроме Пушкинской, 10) мог бы быть музей русского рока?

- Есть точки, которые утеряны. Например, ленинградский рок-клуб на Рубинштейна, 13. Сейчас там театр, и все ушло в частные руки. У нас, в столице этого музыкального жанра, на данный момент нет ни одного места, куда бы люди могли приехать «преклонить колени»: к Цою, к «Аквариуму», кто-то, может, даже к Рекшану.

- Есть «Камчатка».

- Но это клуб, там поют и пьют пиво. Музей, все-таки, это немножко другое. Хотя музей должен быть живым. В нем должны происходить какие-то события, встречи, выставки, общение.

- Русский рок иногда воспринимается как нечто прекрасное, но отжившее. Почему?

- Всякое явление проходит какие-то этапы. И значительный путь по этой тропе мы уже прошли. И в каком-то смысле те неосознанные задачи, которые стояли перед этим музыкальным жанром, были достигнуты: произошла демократизация общества. Насколько это получилось – другой вопрос. Но в силу того, что мы люди физически еще способные играть - Боря вовсю играет, Шевчук - эта история продолжается. Но она уже достойна музея. Что значит музей? Это такое научно-популярное складирование ценных предметов. Это просветительская затея.

- А возможно ли возрождение русского рока?

- А это уже проблема молодежи. Когда я был молодежью, мы как-то об этом не задумывались, никто нам лиры не передавал. Русский рок – это городской фольклор. Музыканты, которые выходят на сцену, должны говорить о том, что действительно волнует людей.

share
print