Истории

Смольный против тарифа «лучина», но петербуржцам это не поможет

С 2015 года горожане будут платить за электричество без помощи промышленности. Для многих петербуржцев это означает, что платить придется больше, чем сейчас. По этому поводу грустят все, даже чиновники.

Социальная норма электричества – это тот объем, израсходовав который придется платить за ресурс по рыночной цене (в противном случае – по льготной). Она нужна, чтобы отказаться от перекрестного субсидирования – это когда крупные промышленные предприятия платят за электричество по одним тарифам, а население, получающее энергию из того же источника, – по другим, существенно более низким.

Нынешние цены на электричество хоть и кажутся нам «звериными», содержат «скидку» от фабрик и заводов. Смысл реформы, затеянной российским правительством, в том, чтобы снять электрическое ярмо с промышленности, но постепенно, сохраняя порядок цен для нуждающихся категорий. Смежная цель: научить население экономить. И еще одна цель: стимулировать регистрацию населения по месту жительства, потому что итоговая сумма в квитанции будет зависеть от количества людей, проживающих в квартире.

В регионах, где соцнорма была введена в качестве эксперимента, ее прозвали «энергопайком». Во Владимирской области она составила 50 киловатт-часов, а в Орловской - 190. Всего эксперимент затронул шесть субъектов Федерации.

Какой норма будет в Петербурге – неизвестно, постановлением правительства в марте 2014 года был установлен дисбаланс между тарифом по норме и «рыночным» в 40%. Смольный вообще настаивал, чтобы введение социальной нормы было передано на усмотрение региона. «Наши мольбы были услышаны наполовину, – говорит Алексей Радько, начальник Управления потребительского рынка и мониторинга регулируемых цен Комитета по тарифам. – Соцнорму планировали ввести с 1 июля 2014 года, но правительство России прислушалось к Петербургу, Москве и ряду других регионов и решило, что нужно сначала обобщить результаты пилотных регионов и, исключая их ошибки, приступить к полномасштабному внедрению в 2016 году. Это маленькая победа руководства нашего города».

По мнению чиновника, введение «энергопайка» для Петербурга нецелесообразно: общее потребление по городу и так не выходит за рамки планируемой нормы, а реформа создаст массу практических коллизий. Например, в методике правительства ничего не сказано про коммуналки.

«У нас в коммунальных квартирах соседи и так готовы убить друг друга за невыключенную лампочку, представляю, что начнется, если введут соцнорму», – сетует руководитель Школы ЖКХ партии «Яблоко» Анатолий Голов. По его словам, если тариф в рамках нормы, как и планируется, будет на 10% ниже действующего, а вне ее – на 40% выше, основные прожигатели электричества - владельцы полов с подогревом и те, кто вообще никогда не выключает свет - начнут экономить, и пресловутое перекрестное субсидирование никуда не денется. Социальную норму придется менять ежегодно в сторону ужесточения. Другой аргумент против «энергопайка»: высокая цена электроэнергии для промышленности и так заложена в стоимость товаров, которые она производит. Потребители отдают «долг», возникающий из-за низких тарифов на свет, покупая эти товары.

У нас в коммунальных квартирах соседи и так готовы убить друг друга за невыключенную лампочку, представляю, что начнется, если введут соцнорму.

«Я часто получаю вопросы такого рода: что мы, чиновники, хотим оставить население без штанов, поэтому устанавливаем высокие тарифы, – продолжает Алексей Радько. – На самом деле мы такие же потребители, как и вы. Комитет по тарифам – это орган исполнительной власти, мы исполняем то, что требуют законодательство и федеральное правительство. Если бы я мог, я бы установил для всех низкие тарифы, но мы вынуждены искать золотую середину между требованиями центра и интересами потребителей.

У сотрудников коммунальной сферы бывают зарплаты 15 тысяч в месяц. Они злятся на нас, что мы устанавливаем тарифы, в которых заложена такая низкая оплата труда. Не удивляйтесь, если они некачественно выполняют свою работу. Была бы у них зарплата 50 тысяч – тарифы были бы совершенно другие».

Санкт-Петербург ежегодно прожигает 22 млрд киловатт-часов электричества. Из них только 5 млрд приходится на население, большая же часть – на промышленность.

По дороговизне электричества Петербург занимает 22 место из 76 регионов, где еще не введена социальная норма. Самые высокие тарифы – на Чукотке, в Магаданской области и на Камчатке. Самые низкие - в Иркутской области, Хакасии и Дагестане. В 2014 году электричество в городе на Неве подорожало в среднем на 12 копеек.

Реплики экспертов были записаны на Школе ЖКХ партии «Яблоко» в среду, 2 апреля.

share
print