Город

Карта: что останется от бывшего Вагоностроительного завода в Петербурге

7 апреля 2014 10:59 Андрей Сошников
версия для печати
Завод, который еще несколько лет назад поставлял вагоны для петербургского метрополитена, обанкротился, и теперь на его месте появится жилой комплекс с бизнес-центром. До недавнего времени сносы на Московском проспекте велись партизанскими методами – без предупреждения. Но в данном случае у активистов есть официальный ответ, какие из бывших мастерских завода сохранятся, а какие будут уничтожены.
Карта: что останется от бывшего Вагоностроительного завода в Петербурге Фото: citywalls.ru/википедия(Alex Alex Lep)/Дмитрий Кутиль

Первые сносы на территории бывшего Товарищества Санкт-Петербургского вагоностроительного завода (Московский проспект, 115, Заставская улица, 40) начались в весной 2013 года. Снос продолжился в январе 2014-го. Группа компаний «Эталон» планирует возвести здесь жилой комплекс общей площадью 200 тысяч кв. метров – квартиры в нем наверняка будут пользоваться спросом ввиду шаговой доступности станции метро «Московские ворота» и близости к историческому центру города. Реализации плана препятствовало то, что четыре здания бывшего завода «Вагонмаш» являлись объектами культурного наследия, соответственно, не подлежали сносу.

Как следует из ответа движению «Красивый Петербург» Комитета по градостроительству и архитектуре, в 2011 году охранный статус был снят со всех этих построек, кроме Заводоуправления (Московский проспект, 115, литера А). Оно сохранит свой исторический вид. Три других здания будут приспособлены к новому использованию:

Московский, 115, литера З (бывшая Токарно-слесарно-механическая  мастерская, возведена в конце XIX века по проекту архитектора Архангельского, перестраивалась неоднократно вплоть до 1916 года) – превратится в дошкольно-образовательное учреждение;

литера Щ (бывшая Обозно-сборная и колесная мастерская, 1898, 1916) – превратится в здание Ботанической оранжереи и вестибюль школы;

литера Э (Чугунно-литейная (обозно-малярная) мастерская, 1902) – превратится в большой бассейн и малый спортзал.

Также будут приспособлены к новому использованию здания с литерами Т (ограда из красного кирпича), Ш и Ц. На карте они отмечены синим цветом. Красным же цветом отмечены дома, которые будут снесены или, возможно, уже снесены. Это Московский проспект, 116, литера Б, литера Ж и, по всей видимости, литера Е. Они признаны неисторическими и диссонирующими.

Заводоуправление. Фото: Citywalls.ru

«Непонятно, насколько легко и без потерь для архитектуры здания мастерских можно переделать в объекты социальной инфраструктуры, – комментирует координатор «Красивого Петербурга» в Московском районе Анатолий Канюков. – Мы также осуждаем порочную практику снятия с учета охраняемых зданий: обычно это происходит для того, чтобы удовлетворить бизнес-аппетиты коммерческих компаний. Не ускользнуло от нашего внимания и желание видеть на месте Вагоностроительного завода с 12 зданиями бизнес-центр. Смею предположить, что именно БЦ, а не школа или поликлиника, будет находиться ближе всего к метро. Наконец, прискорбна грозящая потеря здания «Б», для которого, несмотря на его историко-культурную ценность, не нашлось места в согласованном проекте».

Активисты также сетуют на отсутствие таблички, на которой, по закону, должны располагаться информация о застройщике и характеристика работ.

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Карта: что останется от бывшего Вагоностроительного завода в Петербурге »
  • Фоторепортаж: «Карта: что останется от бывшего Вагоностроительного завода в Петербурге »
  • Фоторепортаж: «Карта: что останется от бывшего Вагоностроительного завода в Петербурге »
  • Фоторепортаж: «Карта: что останется от бывшего Вагоностроительного завода в Петербурге »
  • Фоторепортаж: «Карта: что останется от бывшего Вагоностроительного завода в Петербурге »
  • Фоторепортаж: «Карта: что останется от бывшего Вагоностроительного завода в Петербурге »
  • Фоторепортаж: «Карта: что останется от бывшего Вагоностроительного завода в Петербурге »
  • Фоторепортаж: «Карта: что останется от бывшего Вагоностроительного завода в Петербурге »
  • Фоторепортаж: «Карта: что останется от бывшего Вагоностроительного завода в Петербурге »
  • Фоторепортаж: «Карта: что останется от бывшего Вагоностроительного завода в Петербурге »
  • Фоторепортаж: «Карта: что останется от бывшего Вагоностроительного завода в Петербурге »
  • Фоторепортаж: «Карта: что останется от бывшего Вагоностроительного завода в Петербурге »
  • Фоторепортаж: «Карта: что останется от бывшего Вагоностроительного завода в Петербурге »

Напомним, что в Санкт-Петербурге прошло несколько акций протеста против сноса «Вагонмаша». 2 июня 2013 года активисты Комиссариата социальной мобилизации перед зданием заводоуправления растянули баннер с надписью «Народу – вагоны; буржуев – на зоны». «Нынешние хозяева завода решили, что им выгодней не производить продукцию для общественного транспорта, а продать территорию предприятия под строительство элитного жилого комплекса. В итоге тысячи людей остались без работы, а уникальный завод разрушается. Только хозяевам завода ничего за это не будет. Путинский режим <…>  защищает их интересы, а не интересы людей труда и производственные мощности нашей страны», - написали активисты в пресс-релизе, в котором сообщили об акции и объяснили ее смысл.

23 января 2014 года активисты той же организации повесили у здания заводоуправления «Вагонмаша» изображение банкира-вампира.  «С нашей точки зрения, это очень символично, что в здании, где ещё недавно работали конструкторы и инженеры, сейчас находится отделение банка. Финансовый капитал задушил производство. Банкир-спекулянт вытеснил производителя. Ликвидированы сотни тысяч рабочих мест в секторе реальной экономики. Деньги вкладываются в деньги - раздуваются финансовые пузыри. “Постиндустриальная экономика” плодит офисный планктон и барыг из сферы услуг», - объяснили активисты смысл своего жеста.

И, наконец, 5 февраля Комиссариат социальной мобилизации совместно с группой ЭРА (Экология рядовой архитектуры), протестуя против сноса «Вагонмаша», установили у здания КГИОПа символический памятник из кирпичей снесенного завода. «В связи с расширением города некоторые производства следовало бы вынести за его пределы, а заводские помещения отдать под “креативные пространства” для выставок, концертных площадок и т. д. Но современные власти разрушают как производство, так старые заводские здания, чтобы на их месте построить “элитные” жилые комплексы», - заявляют активисты.

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Акции протеста против сноса «Вагонмаша» »
  • Фоторепортаж: «Акции протеста против сноса «Вагонмаша» »
  • Фоторепортаж: «Акции протеста против сноса «Вагонмаша» »
 

Историческая справка  

Участок известен тем, что в XIX веке здесь существовала экипажная фабрика Джорджа Смита, рядом с которой купец Федор Ретшке основал завод по изготовлению патронных ящиков. После смены собственника в зданиях завода появились каменные мастерские для чугунно-бронзолитейного и механического производства. В начале XX века завод выполнял военные заказы на понтонные мосты, конные обозы, походные кухни. Подъем промышленности в те годы вызвал бурный рост железнодорожного строительства. Вскоре паровозы и вагоны стали основной продукцией предприятия и оставались таковой до банкротства «Вагонмаша» в XXI веке.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 178

Все опросы…