Общество

Мобильные приложения и социальные сети заменяют обществу выборы

16 апреля 2014 11:27 Андрей Сошников
версия для печати
С выборами в России все ясно: их нет. Но что-то же должно заменить их в качестве инструмента подотчетности власти. Таким инструментом становятся IT-сервисы и мобильные приложения типа «отправь жалобу чиновнику». С их помощью общество формирует профессиональный запрос властям и даже претендует на некоторые их функции.
Мобильные приложения и социальные сети заменяют обществу выборы Фото: Дмитрий Кутиль

Движение «Красивый Петербург», которое собирает жалобы на нарушения благоустройства и автоматически отправляет их в администрацию города, в субботу, 12 апреля, провело первую фотопрогулку с использованием мобильного приложения. Оно позволяет отметить на карте несанкционированную свалку или открытый люк – прямо на том же месте, где нарушение зафиксировано. До этого активистам приходилось выгружать фотографии на стационарный компьютер и отправлять их через сайт. Приложение, благодаря которому борьба за чистый и благоустроенный Петербург упрощается как никогда ранее, вот-вот будет доступно для финального тестирования на Android и iOS. Создатель приложения Роман Петров набирает тестеров через онлайн-форму.

gJOtbqCE8Zs[1]

Если «Красивый Петербург» первым запустил открытую «книгу жалоб» в интернете, то первенство в мобильной сфере принадлежит самой администрации Петербурга. Аналогичное по функциям приложение «Наш Санкт-Петербург» уже доступно для скачивания, правда, пока не снискало популярности. Оно является частью городского проекта по внедрению принципов открытого правительства. Проект также включает в себя сайт «Наш Санкт-Петербург» и портал открытых данных, состоящий на данный момент из 79 датасетов – это таблицы в «машиночитаемом» формате, которые, по идее, могут использовать программисты  для создания полезных приложений. На все это из бюджета-2013 было потрачено 5,5 млн рублей.

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Открытые данные Петербурга и «Наш Петербург»»
  • Фоторепортаж: «Открытые данные Петербурга и «Наш Петербург»»
  • Фоторепортаж: «Открытые данные Петербурга и «Наш Петербург»»
  • Фоторепортаж: «Открытые данные Петербурга и «Наш Петербург»»
  • Фоторепортаж: «Открытые данные Петербурга и «Наш Петербург»»
  • Фоторепортаж: «Открытые данные Петербурга и «Наш Петербург»»
  • Фоторепортаж: «Открытые данные Петербурга и «Наш Петербург»»
  • Фоторепортаж: «Открытые данные Петербурга и «Наш Петербург»»
  • Фоторепортаж: «Открытые данные Петербурга и «Наш Петербург»»
  • Фоторепортаж: «Открытые данные Петербурга и «Наш Петербург»»

Разработкой IT-сервиса занимается и антикоррупционный проект «Муниципальная пила». Сервис будет автоматически выкачивать информацию с сайта госзакупок и позволит присваивать ей статусы – «проверено», «не проверено», «подозрительно» и тому подобное. Сейчас формируется команда разработчиков.

Наконец, в 2013 году в Петребурге появился сервис «Просто выборы», который позволяет узнать муниципальное образование по адресу и связаться с активистами в районных группах «В Контакте».

На этом фоне в апреле 2014 года Всемирный банк опубликовал доклад, посвященный сокращению «дефицита подотчетности» государства с помощью IT. Если частный бизнес отвечает за свою деятельность коммерческими результатами, то для государства, по идее, таким механизмом отбора должны быть выборы. На практике же государство воспринимает граждан в лучшем случае как пассивных потребителей своих услуг, в худшем – как инструмент достижения корыстных интересов верхушки. Специалисты Всемирного банка уверены, что прогресс постепенно приводит к сокращению дефицита подотчетности даже в развивающихся странах.

Ядром вовлечения граждан в управление являются открытые данные – актуальная и доступная информация на местном уровне (микроуровень). Чем меньше информационная асимметрия между властью и теми, кого она обслуживает, тем сильнее гражданское общество. Зачастую государство под видом актуальной информации публикует практически бесполезный контент – макроданные. Сразу вспоминается деятельность Росстата, который охотно делится обобщенными данными по всей стране, но скрывает статистику на муниципальном уровне.

Если частный бизнес отвечает за свою деятельность коммерческими результатами, то для государства, по идее, таким механизмом отбора должны быть выборы. На практике же государство воспринимает граждан в лучшем случае как пассивных потребителей своих услуг, в худшем – как инструмент достижения корыстных интересов верхушки.

В России есть и позитивный пример доступной информации о госорганах: в Ленинградской области с декабря 2012 года действует портал «Открытый бюджет». Он наглядно демонстрирует, на что тратятся деньги, как менялись приоритеты с 2009 года, в каких муниципалитетах области тратят больше на культуру, а в каких – на ЖКХ. Эта информация особенно полезна, учитывая, что бюджет муниципальных образований формируется с учетом мнения местных жителей.

Когда население получает доступ к информации, оно инициирует двусторонний обмен данными с государством. Именно этим и занимается «Красивый Петербург», сообщая чиновникам о проблемах, которые незаменты из окон служебных автомобилей. Следующий уровень – это сотрудничество между различными сообществами, активистами и чиновниками из разных городов. Если какая-то проблема встречается повсеместно, то почему бы не решать ее общими усилиями?

Наконец, четвертый уровень – это так называемое партисипаторное правительство, когда власти напрямую спрашивают у населения, что ему нужно. Таким образом правительство становится практически полностью подотчетным, – описывают будущее развитых стран во Всемирном банке.
 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 837

Все опросы…