Истории

Дом для люстры, бетонные галереи и неоновая вывеска из 70-х

«Манифеста»: что готовят художники для петербуржцев.

Несмотря на призывы отдельных деятелей к бойкоту выставки современного искусства «Манифеста-10» в Эрмитаже, процесс подготовки биеннале идет в полную силу. Так, куратор Каспер Кениг фильмом 1961 года «Один, два, три» уже открыл фестиваль «Любимое кино современных художников» в «Авроре»; проходят встречи и семинары в Смольном институте искусств и наук и других учебных заведениях. 

Большинства работ, которые уже в июне будут показаны на биеннале в Главном штабе, Зимнем дворце и в других (порой самых неожиданных) местах Петербурга, еще не существует: они создаются сегодня специально для этой выставки, для этого города, для этого музея, для этих людей - для нас с вами.

Некоторые проекты уже известны: например, комната, в которой поселится хрустальная люстра и коммунальные квартиры в эрмитажных залах.

«В домике»

Японский художник Татцу Ниши создавал комнаты для памятника королеве Виктории в Ливерпуле, для конного монумента президента Гватемалы, для памятника Фридриху в Кельне, для фонтана с львиной пастью в Сингапуре. Вход в каждую из временных комнат был бесплатным, по записи: при желании гость мог провести ночь вместе с памятником. По признанию художника, его интересует исключительно внутреннее убранство «жилища»: снаружи кажется, будто фигура закрыта на реконструкцию, зато внутри - специально созданный интерьер, тщательно продуманные детали.

Татцу Ниши говорит, что его совершенно не волнует личность, воплощенная в камне; художник обращает внимание лишь на эстетическое «звучание» памятника. Чтобы быть избранным Татцу Ниши, объект должен находиться на возвышении: смысл работы художника в том, чтобы показать его с другого ракурса, на уровне глаз; сделать примелькавшееся внешнее - внутренним, а частное - публичным. В Эрмитаже японскому мастеру приглянулась одна из роскошных дворцовых люстр. К ней в гости смогут прийти посетители выставки.

Портреты великих

Художница Марлен Дюма из Южной Африки - рекордсмен из ныне живущих женщин-художниц. Ее картина «Посетитель» в 2008 году была продана на аукционе Сотбис за наибольшую сумму: 6,34 млн долларов. На картине изображены шесть женщин - «секс-работниц», застывших в ожидании клиента.

Работы Марлен Дюма часто провокативны. Она обращается к темам насилия, унижения, смерти. Портрет - не реалистический, а психологический - один из любимых жанров художницы, а основной материал - акварель. Для «Манифесты» Марлен Дюма готовит серию портретов знаменитых людей искусства - мужчин разных культур, эпох и занятий, которых объединяет лишь принадлежность к сексуальным меньшинствам. Среди героев серии - Петр Ильич Чайковский и Пьер Паоло Пазолини, Оскар Уальд и Жан Жене.

Картины в коммуналках

Швейцарский художник Томас Хиршхорн называет себя художником, скорее, энергии, чем мысли. Используя дешевые материалы (скотч, фольгу, бумагу), он создает нарочито простые формы и вкладывает в них некие открытые для осмысления идеи. Так, его инсталляция «Пещерный человек» представляла собой бумажную пещеру, заполненную книгами о политической борьбе. Пещера - место, где развивался человеческий вид как таковой; в катакомбах прорастали все новые религиозные или революционные идеи; в пещерах же оказалась погребена память о попытках человека изменить общество. В Эрмитаже Хиршхорн создаст несколько советских коммунальных квартир, где окажутся картины из собрания Русского музея; не всем знакомые шедевры, а случайно выбранные, обычно не заметные большинству посетителей.

Зачем мы сдвигаем горы?

Основная тема работ художника Франсиса Алюса - человеческий труд; степень осмысления и возможности достижения цели. Самая знаменитая работа Алюса - человек, толкающий огромную глыбу льда. По мере продвижения по улицам Мехико лед, естественно, тает, и в конце концов художник ногой подталкивает исчезающий кусочек.

Франсис Алюс вьезжает на «Ладе» в Санкт-Петербург

Путь Алюса записан на видео. Другая работа - «Когда вера сдвигает горы». Группа волонтеров, вооруженных лопатами, перекидывает песок с одного склона дюны на другой, таким образом постепенно перемещая гору. Что это: утверждение человеческого могущества или ирония над бессмысленностью его труда? Сейчас Франсис Алюс работает над ностальгическим проектом: он вспоминает, как подростком собирался доехать из Брюсселя в Москву на автомобиле «Лада 1500». Тогда поездка не состоялась, теперь - вторая попытка, и на этот раз цель путешествия - Большой двор Зимнего дворца - надеемся, будет достигнута.

Старое и новое

В работах художницы из Италии Лары Фаваретто часто проглядывает юмор: она соединяет приметы прошлого (будь то старинные картины или предметы быта) с «неуместными» реалиями современности: так, залы музея заполнялись газовыми баллонами, крутились щетки из автомойки, вентиляторы раздували раздражающее конфетти.

Таким образом Лара заставляет задуматься об абсурдности и захламленности нашей сегодняшней жизни. Инсталляция в Эрмитаже будет представлять собой подобие итальянских старинных галерей, созданное из геометрически безупречных бетонных блоков.

Крик из 70-х

Для 10-й «Манифесты» будет воссоздана работа испанского художника Жорди Коломера NoFuture. Во время работы выставки (четыре месяца) в городе можно будет увидеть машину с мигающим неоновым лозунгом на крыше: «No? Future!» Это девиз панк-группы Sex Pistols (строчка из песни God save the Queen) с измененной пунктуацией. Возможно, таки образом художник «играет» с поколением 70-х годов, эпохи холодной войны (когда пели и Sex Pistols). В будущее не верили, но оно наступило. Их будущее - это наше настоящее. 

Среди участников «Манифесты» - лидер французских фовистов Анри Матисс и наш современник, мастер преображений Владислав Мамышев-Монро; архитектор и художник XVIII столетия Джованни Баттиста Пиранези и художник-постмодернист, снимавшийся в «Ассе», Тимур Новиков; фотограф-концептуалист Синди Шерман и один из самых успешных немецких современных художников Герхард Рихтер. Именно так, в одном списке, написанные одинаковым шрифтом, имена столь разных творцов разных эпох сосуществуют в пространстве современной культуры.

О роли куратора и правильном настрое на современное искусство

«Пространство. Расположением экспонатов на выставке занимается куратор, и его роль трудно переоценить, - объясняет художник Лера Мостовая. - Куратор точно знает, почему посетитель должен увидеть именно это, именно здесь и сейчас, именно в таком порядке. Многое мы можем увидеть и в интернете, но для «Манифесты» художники специально создают свои произведения, и пространственный опыт зрителя никогда не сравнится с виртуальным. Концепцию Каспера Кенига мы поймем, только побывав на «Манифесте».

Момент. Многие произведения на биеннале будут представлены в виде документаций (фотографии, видеозаписи). Это связано с тем, что художники обращаются к таким формам, которые невозможно «схватить», купить (перфомансы, акции, хепенинги). При этом художник - это автор идеи, а не автор документации.

Простота.Часто непонимание современного искусства связано с завышенными ожиданиями. Мы привыкли искать во всем максимум смыслов - так и с произведениями искусства. Нам кажется, что надо быть очень умным, чтобы это понять. Но достаточно  просто быть открытым».

Иллюстрации предоставлены пресс-службой «Манифеста»

share
print