Истории

Стоит ли сообщать гаишникам свой номер телефона

Петербургские силовики начинают активно интересоваться мобильными телефонами горожан. Мы решили разобраться, есть ли резон скрывать настоящий номер телефона, и зачем он нужен нашим властям.

Дайте телефончик

Корреспондент «МР» столкнулся с новым неофициальным правилом, когда переоформлял права. Как ни странно, об этом заявили в медицинском кабинете, где требовалось оформить медсправку: там уверяли, что в справку обязательно должен быть вписан действующий мобильный телефон — таково, мол, распоряжение УГИБДД. «Очень мне нужен ваш SMS-спам, господа эскулапы,» - подумал корреспондент и оставил стационарный. Но принимая справку на шоссе Революции, инспектор потребовал вписать рядом мобильник, «хоть какой». Дескать, инструкция.

На странице автомобильного сообщества spb-auto в ЖЖ описали схожую историю. Оформлял человек машину — так вместо того, чтобы вписывать номер двигателя владельца заставили вписать в заявление номер мобильного телефона. «Чтобы соответствующие службы могли оперативно уведомлять нас о назначенных штрафах!»  И ничего не сказано про то, добровольное это дело или нет. А после оформления, сообщает автовладелец, на телефон пришла SMS: просили оценить работу МРЭО по пятибалльной шкале и прислать ответный месседж с оценкой на короткий номер 0919. Ни словом не обмолвившись, сколько такое сообщение может стоить. Потом выяснилось, что нисколько — по крайней мере, для абонентов некоторых сотовых операторов.

С тех пор как гаишников оснастили планшетами, связь между водителями и надзорным органом заметно упростилась — владелец машины, его домашний адрес устанавливается секунд за 30. И телефон, если собственник его указал.

«Мои друзья как-то в Москве увидели машину с открытым окном, сообщили гаишнику, и тот мгновенно нашел владельца. Он прибежал через 20 минут, благодарил...». «А сколько было случаев, когда чья-то машина мешает выехать со стоянки. Вроде ты крови не жаждешь, тебе вовсе не обязательно, чтоб ее эвакуировали, хочешь просто позвонить водителю и попросить ее переставить. А как его найдешь? Гаишник может помочь — и даже если навесит на автовладельца штраф — это будет меньше, чем штраф плюс эвакуация».

С тех пор как гаишников оснастили планшетами, связь между водителями и надзорным органом заметно упростилась — владелец машины, его домашний адрес устанавливается секунд за 30. И телефон, если собственник его указал.

Гаишники обязательно передадут ваш номер мобильника судебным приставам. И те устроят свой SMS-спам, если повиснет неоплаченный штраф. Но на приставов можно найти управу, а вот что делать, если ваш номер, благодаря тем же гаишникам, вдруг окажется у пострадавших в ДТП — если они, скажем, получили компенсацию, но она их не удовлетворила?

Эвакуируем твое авто, приезжай

Точку в размышлениях поставили московские гаишники, которые внезапно объявили о поблажках всем, кто паркуется в незаконных местах. Теперь их не будут эвакуировать сразу, а сначала пришлют SMS с предупреждением, и только через 15 минут погрузят машину на платформу и отправят ее на штрафстоянку. Если автовладелец за эти 15 минут не объявится сам и не переставит авто в разрешенное место. Правда, штраф ему заплатить придется. Тысячи петербургских автолюбителей многое бы отдали за внедрение у нас аналогичного правила, ведь эвакуация обходится в три тысячи рублей плюс расходы на такси до штрафстоянки и территориального подразделения ГИБДД.

Правда столичные водители могут сами выбирать, стоит ли им связываться с этой услугой: на нее нужно будет подписываться, отправив специальное сообщение со своего мобильника. Так у московского УГИБДД появится база мобильных телефонов автовладельца.

Председатель Санкт-Петербургского отделения Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов одобрил это начинание, но отметил: есть риск, что автовладельцы станут вести себя еще безобразнее: будут бросать машины где попало, зная, что за 15 минут всяко успеют добежать, если уж так получится, что гаишники устроят рейд именно на той улице. И тогда спасут машину не только от эвакуации, но и от штрафа.

«Дело в том, - говорит Холодов, - что по правилам, оформление административного протокола начинается не раньше, чем установят факт нарушения и виновника. Поэтому и оформляют все штрафы за незаконную парковку уже на штрафстоянках или там, где базируется то подразделение, которое вызвало эвакуатор. После того как прибежит водитель. А иначе кто знает — вдруг это несовершеннолетний сын хозяина угнал машину и бросил ее где попало? На детей штрафы накладывать незаконно. Уничтожать протоколы тоже нежелательно».

Теоретически гаишник, сфотографировав нарушителя, отдает приказ грузить машину на платформу, а сам в это время пишет протокол о временном изъятии автомобиля. Именно этим протоколом тычут в лицо водителю, если он прибежит на место во время погрузки и попытается спасти машину от плена.

«Она уже арестована, она уже передана нам на сохранение», - наверняка ответит инспектор, и бедолаге-водителю все равно придется ехать на штрафстоянку. Иногда, в качестве особой любезности, — в кабине того самого эвакуатора.

Даже если у нас внедрят эсэмэсочный сервис, водителям он вряд ли поможет. Наверняка машину будут сначала грузить на эвакуатор, а потом уже рассылать SMS. Попробуй докажи, что ты прибежал на место быстрее, чем за 15 минут

В Москве с осени прошлого года эвакуацию оплачивает нарушитель. В Петербурге это правило стало действовать раньше, а одно время за эвакуацию платил городской бюджет. Тогда, кстати, эвакуаторы работали, по выражению Матвиенко, «без фанатизма». В Москве, в отличие от Петербурга, на эвакуации подвизается бюджетное предприятие, а не коммерческое, поэтому тоже обходится без пиратства. Так что из всех жителей мегаполисов петербуржцы — самые незащищенные.

Даже если у нас внедрят эсэмэсочный сервис, водителям он вряд ли поможет. Наверняка машину будут сначала грузить на эвакуатор, а потом уже рассылать SMS. Попробуй докажи, что ты прибежал на место быстрее, чем за 15 минут.

Как сообщил «МР» координатор проекта по борьбе с SMS-спамом Smsnenado Федор Ченков, пока что активисты работают только с одной службой — с судами. В судах с разрешения человека номера мобильных используются для отправки судебных СМС-извещений, о вызове в суд, что очень удобно как для суда (не нужно тратить время и деньги на отправку заказного письма), так и для человека (не нужно ходить на почту).

«Поэтому про суды могу сказать - да, номер мобильного оставлять мы рекомендуем. Про другие госслужбы не могу сказать ни плохого, ни хорошего».

share
print