Город

Елена Штиглиц: «Тюльпаны в городе уже рвать перестали»

18 июня 2014 17:24 Татьяна Морозова
версия для печати
Главный ландшафтный архитектор Русского музея и организатор фестиваля «Императорские сады России» Елена Штиглиц рассказала «МР», как будет меняться облик Петербурга и что мешает сделать наши улицы, дворы и кварталы еще более озелененными.
Елена Штиглиц: «Тюльпаны в городе уже рвать перестали» Фото: из личного архива Елены Штиглиц

- Елена Олеговна, появляются ли в городе, на Ваш взгляд, интересные и оригинальные примеры озеленения?

- Наверное, заслуживает отдельного внимания грандиозная реставрация Летнего сада, завершившаяся в 2012 году. Это действительно уникальный пример реставрационных работ в истории садово-паркового искусства Санкт-Петербурга.

А больше и не могу назвать особо интересных объектов озеленения за последние три года. Уровень благоустройства потихоньку растет, как на городских общественных территориях, так и в частных дворовых пространствах, но не теми темпами, как хотелось бы.

Хотя в нашем городе существует большой проект «Ландшафтный сценарий Санкт-Петербурга», разработанный Комитетом по градостроительству и архитектуре. Это совершенно новый подход к формированию объектов благоустройства с применением креативного и современного ландшафтного дизайна. И благодаря этому проекту многое в нашем городе меняется в лучшую сторону.

Летний сад

Летний сад

- «Дорожные» власти обещали некий проект строительства развязки Московского и Дунайского проспектов с элементами озеленения – Вы о нем знаете, в чем там идея и в чем новация?

- Есть такой проект, разработан ОАО «ЛЕНГИПРОТРАНС» при участии ЗАО «АМР» («Архитектурная мастерская Романова»). Еще и с цветочным оформлением.

Действительно, впервые на территории Санкт-Петербурга предлагается принципиально новый подход в проектировании транспортной развязки. На пересечении Московского шоссе и Дунайского проспекта строительство эстакады предлагается проводить с учетом озеленения и цветочного оформления на всех существующих подэстакадных пространствах и прилегающих участках. Ранее проекты дорожных развязок создавались в большинстве своем в отрыве от озеленения прилегающих территорий или вообще их не учитывали. Сейчас территории вокруг эстакад во многих районах Санкт-Петербурга – это пустыри, не представляющие интерес ни для проезжающих водителей, ни для пешеходов.

Впервые в одном проекте предлагается объединить цветочное оформление вокруг развязки и озеленение прилегающих к ней территорий.

Проект предлагает создание комфортного пешеходного пространства для прохода людей под эстакадами транспортной развязки. На каждом участке предлагается создать композиции из разных материалов, цветочных растений и декоративного инертного материала. Планируется посадка групп и линейных ландшафтных композиций из деревьев и кустарников, устройство на каждом отдельном участке цветочных композиций с использованием стриженых кустарников для украшения пешеходных зон, газонных участков проездов, спусков с эстакад. Особое внимание в проекте уделено эстетическому восприятию цветочного оформления водителями во время движения, а также пешеходами, которые видят цветники сверху с надземных переходов.

Бульвар под эстакадой. Проект

Бульвар под эстакадой. Проект

Может, и уровень агрессии водителей друг к другу на дороге снизится…

- Сейчас уже во всем мире большое значение придается психологическому состоянию водителя на дороге. На всех важных высокоскоростных трассах особое внимание уделяется озеленению и оформлению перекрестков, съездов и подъемов на эстакады с целью благоприятного воздействия на водителя, смены видовых картин и впечатлений. Озеленение всегда дополняется ярким цветочным оформлением, учитывающим восприятие цветников с высоты эстакад. Одним из ярких примеров развитого строительства и эксплуатации эстакадных систем является Китай.

- Каковы, на Ваш взгляд, факторы, тормозящие креативное и комплексное озеленение нашего города, как улиц и магистралей, так и дворов?

- Основная причина, по которой великолепные дизайнерские и новаторские идеи не осуществляются – это вопрос эксплуатации, последующего ухода за выполненным проектом. За новым «свежим» объектом озеленения нужен очень тщательный, дорогостоящий уход, чтобы идея, задуманная автором, воплотилась в полной мере. Ведь ландшафтные элементы – это живые растения, которым для приживаемости, цветения нужен определенный срок. Соответственно, после завершения работ необходимо еще не менее двух лет, чтобы довести объект до совершенства. А денег у города на эти работы не хватает. Необходимо прилично увеличить бюджет на эксплуатацию.

Второе – желательно, чтобы ухаживали за выполненной работой те же компании, которые создавали объект. Тогда результат будет наиболее эффектным. В городе практика такова – делают одни, ухаживают другие. Это в корне неправильно.

И последнее – часто несогласованность городских служб по инженерным сетям, дорожному строительству и озеленению приводит к отдельно взятым стройкам, которые можно было бы объединить в единый комплекс работ и выполнить объект целиком вместе с ландшафтным разделом. А очень часто именно этот ландшафтный раздел стоит на последнем месте в проекте, или его вообще нет ни в задании, ни в смете. Поэтому получается - сети переложили, а деревья не посадили.

Но есть и положительные наблюдения – тюльпаны жители уже рвать перестали, рассаду из цветников не выкапывают...

- Что бы Вы сделали для озеленения города, если бы заняли должность директора Управления садово-паркового хозяйства Петербурга?

- Наверное, прежде всего я бы добилась увеличения финансирования для сферы благоустройства. Например, благодаря нашему главному ландшафтному архитектору Ларисе Викторовне Канунниковой у нас появились великолепные цветники, как в центре города, так и на его окраинах, вернулись тюльпаны на улицы города. И это связано только с увеличением статьи финансирования цветочного оформления Санкт-Петербурга. А главным «двигателем» был как раз проект «Ландшафтный сценарий Санкт-Петербурга».

Цветники на Московском пр. (3)

Цветники на Московском проспекте

Затем я бы запретила любые попытки уплотнительной застройки в центре города. А на каждом клочке земли, во дворах, в буферных зонах по креативным проектам создавала бы садики и мини-парки.

А еще обязала бы строителей делать больше вложений в проекты прилегающих к их стройке территорий. Ведь в течение многих столетий создание садов стоило столько же, сколько и строительство дома (усадьбы, дворца). Вот если бы наши строительные корпорации вкладывали столько же денег, сколько стоит их жилой комплекс, какие сказочные сады возникали бы вокруг новостроек!

современный цветник

Современный цветник

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 163

Все опросы…