Город

В Петербурге ищут место для нового зоопарка

20 июня 2014 12:32 Елена Барковская
версия для печати
Гражданские активисты вместе с центром экспертиз «Эком» провели экспедицию по местам для будущего зоопарка. По итогу выезда стало понятно, что искать надо еще.
В Петербурге ищут место для нового зоопарка Фото: С. Николаев / Дмитрий Кутиль

Поиск места под новый зоопарк уже стал притчей во языцах: если бы все планы по строительству, которые с некоторой периодичностью строит администрация города, сбывались, в Петербурге уже давно появился бы слон. Сейчас — вновь активная фаза. Городской Комитет по инвестициям рассматривает три площадки под зоопарк: в Юкках, на Ржевке и в Курортном районе.

ОСТАНОВКА 1

Ржевка (ограничен КАД, Рябовским шоссе, ул. Коммуны)

«Участок располагается в непосредственной близости от КАД, что является преимуществом с точки зрения транспортной доступности. На данной территории есть редкие виды деревьев, естественные водоемы, наличие лесных зверей, что свидетельствует о чистоте леса», — считают в Комитете по инвестициям.

Пока мы едем в автобусе, главный «экскурсовод» — эксперт центра «Эком», кандидат географических наук — Андрей Резников рассказывает, что Ржевский лесопарк представляет собой участок правильного лесного хозяйства. «Это лесной массив разного возраста и разного состава, в нем преобладают хвойные леса. Частично он находится на территории Петербурга, частично — в Ленобласти. Насколько я понимаю, сейчас участок принадлежит лесотехническому университету, и там продолжаются занятия со студентами. Для всего жилого массива, по которому мы сейчас едем, — это ближайшее место отдыха. Он не очень ухоженный, но пользуется большой популярностью, особенно зимой — там многие катаются на лыжах».

Фото: С. Ермохин

Фото: С. Ермохин

Уже на месте Резников предлагает сделать опыт: проверить возраст одного из деревьев. Он вставляет возрастной бурав и начинает его крутить, объясняя: «Ему не больно — это укольчик такой». Вытащив керн, считает древесные кольца: «Дереву примерно 75 лет, значит, оно выросло перед войной. Здесь есть и более старые деревья – дальше».

Фото: В. Андреева, предоставлено "Эком"

Фото: В. Андреева, предоставлено "Эком"

Конечно, это не девственный лес: его много раз рубили, но в целом такой сосновый лес соответствует естественной растительности этих мест, — делает вывод он, —  поэтому мне кажется, что он представляет природоохранную и естесственно-научную ценность». Александр Карпов, директор центра экспертиз «Эком», добавляет: «Этот лес выполняет роль шумоизолирующего экрана для жилых кварталов, а изменение ландшафта этот экран уберет».

Наталья Гергилевич, президент Санкт-Петербургского зоологического общества, напротив, видит много плюсов в этой территории: «Транспортная доступность — это главное преимущество для города и посетителей зоопарка. Все-таки я рассматриваю две площадки нашего зоопарка: центральная (она должна сохраняться как центр экологического образования) на «Горьковской» и новая территория, на которой животные буду содержаться в больших современных вольерах. Связь между ними очень важна: и если между «Горьковской» и Ржевкой около 8 км, то между «Горьковской» и Юкками — минимум 30. Мы разговаривали с директором лесхоза, с представителями университета: здесь есть места, где безо всякого ущерба для парка можно поставить зоопарк».

Как уговорить местную флору и фауну миром уйти со своих насиженных мест ради привезенных животных? Почему права гориллы и слона более влиятельны, чем права нашего зеленого дятла или зайчика?

Данияр Юсупов, эксперт открытой лаборатории «Город», тоже полагает, что на Ржевке неплохая транспортная ситуация: «Там слегка усилить трамвайный поток — и мы уже получаем такую провозную способность, которая может стадионы разгружать. Но здесь нет, например, ЗСД, а КАД есть «иногда», потому что она «стоит» и движения маршрутного общественного транспорта по ней не может быть,только рейсовое».

К месту остановки экспертов подошли и защитники Ржевского лесопарка: «Этот участок рассечен достаточно шумными объектами: это объездная, справа – проезд к КАДу, железная дорога, по которой каждые 15 минут ходят грузовые составы.  Как звери будут на это реагировать? — говорит Валерий Заславский. — Кроме того, у нас здесь зоопарк естественного происхождения: десятки видов животных, растений, аллеи лиственниц, берез, сосна корабельная растет».

Заславского поддерживает активистка Елена Березина: «Как уговорить местную флору и фауну миром уйти со своих насиженных мест ради привезенных животных? Почему права гориллы и слона более влиятельны, чем права нашего зеленого дятла или зайчика?»

«Я знаю, что Смольный практикует строительство таких объектов на частные деньги. Какова цена? Совершено четко прослеживается: отдайте нам вот этот кусок под зоопарк, остальное мы застроим», — добавляет Заславский.

ОСТАНОВКА 2

Юкки (участок расположен в районе поселка Дранишники)

«Среди плюсов участка можно отметить широкие возможности создания лесных экспозиций, то есть органично встроенных в лесной массив участков зоопарка. Здесь существуют все условия для создания сафари-парка, экологических троп, а также специально оборудованной лесной рекреационной зоны. Данный участок в силу своей площади подходит для поэтапного расширения зоопарка, к которому будут добавляться новые экспозиционные модули. Среди минусов - недостаточная транспортная доступность с точки зрения общественного транспорта, а также необходимость вырубки леса для создания современных экспозиций открытых ландшафтов», —  говорят в комитете.

Здесь стоят высокие ели, к одной из которых подходит Резников: «Шутки в сторону: это место представляет собой ценный в природном отношении старовозрастный еловый лес, которого в окрестностях Петербурга довольно мало, — говорит он. — Это участок малонарушенной растительности — тут можно представить, как выглядели окрестности Петербурга 500 лет назад. Он включен схемой территориального планирования Ленинградской области в проектируемые особо охраняемые природные территории (ООПТ). Представляется, что его нужно оставить таким, каков он есть. Плюсов не вижу: транспортная доступность плохая, природа — хорошая. Разве что, среди плюсов можно назвать то, что рекреационное значение у участка не такое большое».

Фото: В. Андреева, предоставлено "Эком"

Фото: В. Андреева, предоставлено "Эком"

«С транспортом здесь хуже всего, — констатирует Карпов. — Метро сюда не тянется, ближайшая действующая станция — «Парнас», в Осиновую рощу когда-нибудь предполагается дотянуть ветку метро, но это за границами расчетного срока даже обновляемого Генплана. Никакой принципиальной транспортной связи в этом направлении ни действующий Генплан города, ни схема территориального планирования не предполагают. Это означает, что расположение здесь зоопарка требует перепланировки транспортных схем».

Не довольна территорией и Наталья Гергилевич: во-первых, не хочется трогать такие леса, во-вторых — участок удален от города.

Уже уходя, Резников обнаружил на земле следы кабанов.

ОСТАНОВКА 3

Курортный район (ограничен Приморским и Зеленогорским шоссе, недалеко от пос. Солнечное)

«Участок обладает хорошей транспортной доступностью (расположен непосредственно у развязки международной трассы Скандинавия и ЗСД). Территория участка не заболочена, обладает разнообразным рельефом. В том числе на участке есть лесной массив. Плюсом участка является и то, что данное направление развито в связи с большим количеством мест отдыха и благоустроенной береговой линией Финского залива. Однако территория имеет и ряд минусов. Осложняет реализацию проекта то, что в данной зоне находится большое количество охраняемых зеленых насаждений. Существуют ограничения по высоте и площади строительства»,— говорят в Комитете по инвестициям.

«Это воронка от 120-миллимирового снаряда — показывает Андрей Резников на небольшую впадину, наполненную водой. — Это место разбросанной финской деревни. Летом 44-го года в ходе наступления советской армии деревня была полностью уничтожена и с тех пор зарастает. В 2012 году участок был включен в городские леса, чтобы компенсировать убыль леса, но фактически представляет из себя не лес, а чередование полуоткрытых пространств, кустов, канав».

Фото: В. Андреева, предоставлено "Эком"

Фото: В. Андреева, предоставлено "Эком"

Так и есть: мы стоим на небольшой поляне, рядом кустарник, дальше — деревья. «Когда я услышал, что здесь что-то собираются делать, мне показалось это правильным, — продолжает «экскурсовод». — С экологической точки зрения, нужно строиться и осваивать те места, где раньше жили люди. А те, что не были вовлечены в оборот, надо сохранять. Животным, с моей точки зрения, тут будет неплохо, и в рекреации эта территория не используется —  гулять здесь не очень приятно. Кстати, между Белоостровом и Солнечным находилась станция, там ходили поезда — восстановить бы ее».

Данияр Юсупов говорит, что сюда доходят скоростные магистрали, здесь вполне развитая маршрутная и автобусная сеть, которая работает круглогодично (единственное — сезонные и в течение  дня и недели пробки), линия движения электричек через Сестрорецкий курорт имеет резервы повышения мощности. Кроме того, здесь примерно в одинаковой мере доступности пять станций метро, и при благоприятных обстоятельствах за 40 минут до каждой из них можно добраться.

Карпов говорит, что новых решений по транспорту в отношении этой территории Генплан не предполагает.

«Любопытно, что рядом с участком находится зона деловой застройки (сейчас это лес - «МР»): если мы говорим, что зоопарку нужна зона развития (по словам Карпова, на совещании рабочей группы в Комитете по инвестициям был озвучен тезис: вокруг зоопарка должна быть зона развития, на которой будет сфера обслуживания, которая будет зарабатывать на зоопарке - «МР»), то вот она».

У Натальи Гергилевич претензия к месту проста: оно далеко.

ОСТАНОВКА 4

Курортный район (ст. Морская)

Участок в экспедицию добавил «ЭКОМ» — это территория как потенциальное место расположения зоопарка не рассматривается Комитетом по инвестициям, однако, по словам Натальи Гергилевич ,его обсуждали еще в 70-х годах и в середине нулевых.

Лестница, ведущая на железнодорожную станцию «Морская», заброшена и без перил. Платформа пуста — здесь уже много лет не останавливаются поезда. Вывеска, которая, видимо, когда-то была голубой, полиняла и облупилась.

Фото: В. Андреева, предоставлено "Эком"

Фото: В. Андреева, предоставлено "Эком"

«Это то место, которое когда-то предполагалось под зоопарк, но потом было отвергнуто, — рассказывает Андрей Резников, когда мы заходим вглубь леса. — Этот участок сейчас относится к городским лесам, здесь давно были сельскохозяйственные угодья, потом заросли лесом, потом его рубили. В результате тут сложился преимущественно лиственный лес. Его не очень жалко — его многократно вырубали, ландшафт ровный, довольно унылый. С нашей точки зрения, это довольно удачное место для размещения зоопарка. Оно не очень посещаемое, в рекреационном смысле не ценное. Здесь около  250-300 га примерно такого ландшафта — есть где развернуться. Насчет доступности — я так и вижу эти поезда, которые с интервалом в 10 минут идут по дороге и высаживают посетителей».

Мы подходим к карьеру, рядом сосновый лес — сюда, по прикидкам Резникова, зоопарк уже не дойдет, это будет уже прилегающая территория.

Фото: В. Андреева, предоставлено "Эком"

Фото: В. Андреева, предоставлено "Эком"

«Если мы сейчас находимся в месте, которое всеми воспринимается как страшная глухомань, — говорит Карпов, — то в перспективном развитии оно получает неплохую транспортную  доступность: с севера должна прийти не одна дорога, должен появиться дублер Приморского шоссе и жилой массив. Если сегодня ближайшая станция метро — это «Старая деревня», то через некоторое время появится «Лахта».

Наталье Гергилевич тоже этот вариант нравится: «До появления Ржевского варианта этот считался для нас идеальным».

Если мы сейчас находимся в месте, которое всеми воспринимается как страшная глухомань, — говорит Карпов, — то в перспективном развитии оно получает неплохую транспортную  доступность

Однако минус все-таки появился во время обсуждения: миколог, представитель ботанического института РАН  Вера Каткова обеспокоена тем, что строительство зоопарка может повлиять на заказник «Северное побережье Невской губы», которое находится с другой стороны железной дороги, за шоссе: «Как скажется вырубка этого массива на существование того, очень ценного массива?»

В диалог с ней вступил Андрей Резников: «То, что около охраняемых территорий должна быть буферная зона, правильно, но буферная зона — это не полностью неиспользованные земли. Мне представляется, что зоопарк — хороший вариант такой зоны: это не завод, не очистные сооружения. Кроме того, участок отделен железной дорогой, шоссе, еще одним шоссе, которое будет. Мне кажется, что идея о том, что вокруг особо охраняемой природной территории еще на много километров ничего нельзя делать, не очень продуктивна — тогда ООПТ будут просто бояться организовывать».

 СЛЕДУЮЩАЯ ОСТАНОВКА

 «Думаю, надо еще рассматривать участки под зоопарк — смотреть и на юг города, потому что там много территорий: тех, которые еще остаются в статусе сельхозугодий или тех, что формально отнесены к другим зонам», — считает Андрей Резников.

С югом города дело обстоит сложнее, считает Александр Карпов, потому что там ни одной опорной точки не названо. «Но чтобы внести некоторое оживление в унылую дискуссию между тремя неподходящими вариантами, мы будем предлагать четвертый, — говорит специалист. — Дальнейшими шагами будут экспертное обсуждение и запрос на более компетентный градостроительный анализ вместе с соответствующими специалистами, объезд вариантов и обсуждение вариантов и формата с точки зрения стратегии развития города».

Карпов тоже считает, что надо обратить внимание на сельхозугодья: «Пожалуйста: ландшафт, который невозможно ухудшить, а только улучшать. Но сельхозугодья были приватизированы, а леса находятся в федеральной собственности — и это единственная причина. Хотя, если корректно посчитать, может оказаться, что выкупить эту землю будет дешевле, потому что локация оправдает себя. Но поскольку пока решение принимается не комплексно, на основании отрывочных сведений, к сожалению, такой вариант не рассматривается».

Директор «Экома» говорит: ни одной готовой площадки под зоопарк нет. «Для того, чтобы разместить зоопарк, к примеру, на Ржевке, нужно поменять Генплан города и схему территориального планирования Ленобласти и Всеволожского района, я даже не говорю про Генплан Всеволожска. Чтобы разместить зоопарк в Юкках, нужно вывести кварталы из лесного фонда и поменять схему терпланирования Ленобласти. В Курортном районе — нужно поменять Генплан Петербурга. Кроме всего прочего, это еще и юридическое решение. И для того, чтобы это юридическое решение состоялось, нужна, с моей точки зрения, гораздо более глубокая проработка, чем просто ткнуть пальцем и сказать: «Вот здесь». Потому что надо подтянуть транспорт, инженерию, коммуникации, деловую застройку, и решить кучу проблем».

«Я недоумеваю, почему  в городе такие решения стоимостью порядка 100 млрд рублей принимаются настолько туманно и неосознанно, — задается вопросом Борис Юшенков, координатор «Общественной платформы». — Почему рассматриваются только эти 3,5 территории? Подход совершенно не стратегический: все происходит в мутной воде».

В Комитете по инвестициям говорят, что выбрали участки с Комитетом по градостроительству и архитектуре после тщательного анализа свободных участков, находящихся в государственной собственности (с учетом требований и мнения горожан, которые ранее выступали за расположение зоопарка в отдаленных районах и на границе с Ленинградской областью): так были выявлены всего три потенциальные территории.

Почему  в городе такие решения стоимостью порядка 100 млрд рублей принимаются настолько туманно и неосознанно, — задается вопросом Борис Юшенков, координатор «Общественной платформы». — Почему рассматриваются только эти 3,5 территории? Подход совершенно не стратегический: все происходит в мутной воде.

«Я задал вопрос Ирине Бабюк (глава Комитета по инвестициям — «МР») о том, почему не рассматривалась в этом наборе площадка возле платформы «Морская», которая присутствовала в предыдущих «раундах», — рассказывает Карпов. — Ответ был такой: Комитет по инвестициям отправил запросы в различные органы госвласти и районы — что нам предложили, то мы и рассматриваем. Я не совсем понимаю, откуда появилась площадка возле Солнечного, потому что присутствовавший на совещании в комитете глава администрации Курортного района вообщем-то ее не поддерживал.

Немножко интереснее ситуация по Юкковской площадке: оказывается, у нее древняя история, и эта история многое объясняет. Когда-то давно юкковцы попросили разместить там зоопарк у Владимира Путина, и он дал добро на проработку этого варианта. Необходимые проработки были сделаны даже на уровне Российской Федерации. Таким образом, основным двигателем идеи размещения зоопарка в Юкках являются чиновники местной администрации или кто-то к ним приближенный, и они опираются на то, что когда-то было дано такое поручение. К сожалению, логика выбора площадки до сих пор примерно такая. Кто-то захотел — дальше пошел получать согласие больших начальников.

Поэтому было бы очень хорошо, чтобы в ходе нашей экскурсии и последующих обсуждениях городское сообщество, сообщество специалистов, сформировало бы принципиальный подход, каким образом какой зоопарк размещать, потому что, в конце концов, никто еще не доказал, что Петербургу нужен только один мегазоопарк, а не какая-то сеть учреждений».

Комитет, кстати, в эти три площадки рогом не уперся: там говорят, что, несмотря на то, что все три предложенных участка подходят для строительства зоопарка и уже получили предварительную экспертную оценку, принято решение о дополнительном обсуждении вопроса о размещении зоопарка с привлечением широкого круга экспертов. Более того — город готов рассматривать земельные участки, находящиеся в частной собственности, которые по своим параметрам подходят для реализации проекта.

Комментарий

Михаил Северов, ведущий менеджер по связям с общественностью группы компаний «Интарсия» («Интарсия» занималась проектированием зоопарка на территории Юнтолово)

«При строительстве зоопарка застраивается вся территория — это сложное сооружение с закрытыми и открытыми вольерами, административными зданиями, инженерными коммуникациями. Нужно понимать: если мы строим зоопарк, а не заказник, то мы сносим весь лес, заново формируем ландшафт. Подход современного строительства зоопарка в том, что формируется ландшафт, который близок к тем животным, которые в нем размещены. То есть если мы размещаем слонов — они не должны жить в сосновом лесу.

Общая площадь зоопарка, который проектировала наша компания, составляла 280 га: зоопарк — 80 га, остальные 200 — парковая зона».

О зоопарке

Комитет по инвестициям представил концепцию строительства нового зоопарка. В качестве консультанта комитет привлек экспертов британского архитектурного агентства «МакКОРМИК архитекчур лимитед (architecture limited)». Архитектор Филипп Маккормик предложил разделить зоопарк на зоны, покрытые огромными прозрачными куполами. В этих сооружениях животные разных видов будут содержаться вместе — так же, как они живут в дикой природе. Внутри будет воссоздан привычный для зверей ландшафт, а зрители смогут передвигаться по специальным дорожкам, наблюдая за животными сверху или сквозь прозрачные стены. Концепция Маккормика позволяет разместить зоопарк почти на любой площадке размером не менее 50 га. По планам британцев, строительство следует вести в несколько этапов: сначала построить гостевой корпус, три павильона для животных и стоянку для транспорта. Затем рабочие смогут приступить к воздвижению еще пары павильонов, гостиницы с конференц-залом, кинотеатров, спорткомплексов и прогулочных зон. В общей сложности на эти цели требуется не меньше 100 га.

Реализация проекта предполагается с привлечением частных инвесторов, при этом сам зоопарк останется городским, а не коммерческим.

Голосование

Опрос горожан о выборе участка под зоопарк проходил в течение двух месяцев, в нем приняли участие более 143 тысяч человек. Выиграла площадка в Юкках, на втором месте — участок в Курортном районе, на третьем — Ржевка. Но в ходе проведения опроса в Комитет по инвестициям поступали письма от жителей и инициативных общественных групп, в которых сообщалось о фактах резкого увеличения количества голосов за короткий промежуток времени. А в праздничные дни в начале мая Комитетом по инвестициям был зафиксирован рост голосов, который шел в разрез с общей динамикой голосования в предыдущие полтора месяца (например, в ночь с 1 на 2 мая в опросе приняло участие более 12 тысяч человек, при этом средняя посещаемость сайта составляет всего 2 тысячи человек в сутки). Сейчас по этому факту ведется проверка.

 Деньги

По предварительным расчетам, затраты на реализацию проекта варьируются от 11 до 20 млрд рублей в зависимости от применяемых технических решений, а также от числа самих модулей, в которых будут размещать животных. Также по предварительным расчетам, коммерческие площади на территории зоопарка смогут приносить доход около 270 млн рублей в год. Выручка от продажи билетов может составить около 600 млн рублей в год при стоимости билета 450-500 рублей.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 190

Все опросы…