Истории

Ректора Полярной академии Басангову снова принесли в жертву

Государственная полярная академия вновь оказалась в центре скандала: ректора Кермен Басангову все-таки сместили с места. Вуз возглавил Валерий Михеев, прежде руководивший Морской академией имени Макарова.

Кермен Басангова пережила на своем месте покушение на свою жизнь, судебный процесс, восстановление на работе экс-проректора, которого обвиняли в покушении, но потом оправдали, диссертационный скандал. За самого молодого и самого небогатого ректора в Петербурге вступились профсоюзные деятели, которые провели во вторник санкционированный пикет на площади Ленина.

Странный пикет

Полиции не было, но скандал, хоть небольшой, все равно случился. Дело в том, что профсоюзных деятелей очень скоро стала теснить «группа поддержки» нового ректора. Если защитники Басанговой были аккуратно выбриты, одеты в белые партийные одежды, держали в руках флаги, то их противники выглядели полнейшими антиподами: в черной одежде (мешковатые штаны и грязные куртки), бандитские стрижки, перебитые носы, желваки и низкие лбы. На вопросы немногочисленных журналистов, какое отношение они имеют к вузу, черные пикетчики демонстративно не отвечали, в лучшем случае заявляя: «Нас просто пригласили постоять». Одним словом, выглядели они настолько карикатурно, что все это предстало не как провокация, а как ее имитация.

Пикетчики от профсоюзов держали плакаты «Нет образования — нет будущего», «Путин, спаси Полярную академию» и почему-то «Нет пятой колонне». Их противники - «Скажите НЕТ плану Басанговой», «Михеев — настоящий ректор». Людей студенческого возраста на пикете не наблюдалась.

Поводом для пикета стало не только увольнение Басанговой с поста ректора (за ней, впрочем, остается должность завкафедрой на факультете экономики и управления), но и последующее изгнание всех пяти проректоров. По мнению пикетчиков, это означает не только «уничтожение уникального учебного заведения мирового масштаба, но и начало геноцида малочисленных северных народов России». Трудовые договоры у проректоров были заключены до февраля 2015 года, но их уволили именно «в связи с истечением срока действия договора».

«Новый ректор не стал никого набирать на эти должности, зная, что все уволенные проректоры оспорят это решение в суде, а просто взял и расширил штат. Появились еще четыре проректорских должности, на которые Михеев набрал своих людей: штат оплаты труда, естественно, пришлось расширить. За счет студентов, которым перестали выделять деньги даже на стиральный порошок для общежитской прачечной. Затем новый ректор лишил учебное заведение возможности вести хозрасчетную деятельность — запретил участие в аукционах», - рассказала Басангова корреспонденту «МР».

Студенты, хоть и не пришли на пикет, тоже озвучили свои жалобы: в общежитии у них не работает лифт, столовые закрылись (впрочем, как признает Кермен Басангова, это произошло еще при ней). Постельное белье не меняют. В своем воззвании профсоюзные деятели просят обратить на бедственное положение академии внимание Владимира Путина, якобы принимавшего участие в ее создании (очевидно, из Германии, поскольку Академия открылась в 1991 году).

Про ректоров

Михеева на пост ректора не избирали, в отличие от Кермен Басанговой, которую рекомендовала на эту должность основатель и первый ректор — Азургет Шаукенбаева. Чем кончилась эта история, все помнят. Муж Шаукенбаевой, проректор Владимир Лукин, продолжал работать в вузе, в том числе — рулил финансовыми делами: организовывал ремонт в общежитии, сдавал в аренду часть двора — там расположились автосервис и стоянка. Став ректором, Басангова решила навести в этих делах порядок, возникли трения. Самым недовольным оказался директор автомастерской — он и организовал заказное убийство Кермен Басанговой. Правда, киллер, которого он подыскал, сдал заказчиков в милицию, так что убийство было ненастоящим — инсценированным.

Потом организаторы убийства — руководитель автохозяйства Владимир Жаворонков (кстати, крестный отец Басанговой) и его сын (ее водитель) признались, что организовывали покушение и дали показания на проректора Лукина, который был якобы заказчиком. Оба получили условное наказание. Лукина же год продержали под стражей. В суде присяжные его оправдали.

Чета Лукин-Шаукенбаева назвали действия Басанговой — а также ее мужа, бывшего полицейского — рейдерским захватом академии. По их мнению, «покушение» было сымитировано ими с самого начала. Отметим, что финансовые нарушения вскрылись в академии и позже, когда Лукина там уже не было. В частности, выяснилось, что общежитские койки сдавались внаем туристам. Ректор не отрицала, что так оно и было, но уверяла, что все — по закону. В конце концов, вуз получал дополнительно по 100-200 тысяч рублей в месяц. Студентам же места хватало. Что касается столовой, то претензий к ее работе было много (нарушались всевозможные регламенты), но вместо того, чтоб создать комиссию по проверке работы столовой — ее закрыли вовсе, оставив молодежь на время сессии без вкусной и дешевой еды. Это случилось уже при новом ректоре.

«В действиях Михеева нет никакого конструктива, - резюмировала экс-ректор Басангова. - Вместо того, чтобы вместе искать выход из ситуации, которая ему кажется нездоровой, он просто убирает людей, заменяя их теми, кто в академии никогда не работал».

Теперь мы можем сравнить две истории противостояния в не самом престижном (увы, из всех петербургских государственных вузов в ГПА самый низкий конкурс ЕГЭ), но самом скандальном вузе. Пять лет назад уволенное руководство уверяло, что хочет спасти академию от полицейских-рейдеров, которые увлеклись коммерцией и разрушают научную школу. Сейчас экс-ректор и его команда просят защитить малые народы.

share
print