Культура

Каспер Кениг: «Манифеста» - это эстетическое «сегодня», мысли о «завтра» и «вчера»

27 июня 2014 15:05 Анна Акопова
версия для печати
28 июня в Петербурге открывается европейская биеннале современного искусства «Манифеста 10». Основными площадками станет Эрмитаж и Главный штаб. Куратор «Манифесты 10» Каспер Кениг ответил на вопросы «Моего района».
Каспер Кениг: «Манифеста» - это эстетическое «сегодня», мысли о «завтра» и «вчера» Фото: Рустам Загидуллин

В Зимнем дворце объекты выставки будут каким-то образом связаны с историей дворца. А в чем особенность экспозиции в Главном штабе?

В Зимнем дворце половина всех идей и возможностей, связанных с осмыслением истории и современности, уже реализованы. Остальные – в процессе. Это наша совместная работа с Михаилом Пиотровским и кураторами разных отделов Эрмитажа. Но это не простое соединение старого и нового, это проведение некой параллели... Многие идеи призваны подчеркнуть архитектурную сложность комнат, прекрасной лестницы Нового Эрмитажа, где будет расположена аудиоинсталляция Сьюзен Филипс «Круговорот реки».

А в Главном штабе – очень эффектная анфилада. Нижний этаж – это  публичное, открытое пространство. Вы даже не замечаете, как заходите внутрь здания. И там проходит часть публичной программы, кинопоказы. Есть и несколько вполне традиционных монографических выставок современных художников.

Экспозиция выставки динамична? Есть ли у нее начало и конец? 

Мне кажется, «Манифеста 10» – это, скорее, подарок Эрмитажу ко дню рождения и дань уважения городу. Это праздник. Да, «Манифеста» всегда проходила в форме выставки, но в этом году она особенная: впервые биеннале проводится на самом востоке Европы, за границами Европейского союза. Раньше «Манифеста» тоже искала проблемные точки: например, была выставка в Любляне в Словении – в стране, выжившей после ужасных войн. Но Петербург – конечно, особое, очень сложное место. Город трех революций, который последние 24 года живет новой жизнью.

Начала и конца у выставки нет, есть множество путей, связей. «Манифеста» не линейна, она объемна: это эстетическое «сегодня», мысли о «завтра» и «вчера». Это история, причем, я надеюсь, – скорее чувственная, нежели агрессивная.

Какие объекты на выставке вы бы назвали самыми человечными?

Хороший вопрос. Вы не могли бы задать мне его через неделю? И через месяц. И мои ответы будут разными.

В одном из залов Главного штаба есть видео с девочкой-гимнасткой, танцующей с мячом. Чья это работа?

Это фантастическая работа голландской художницы Ринеке Декстра. Она сняла два фильма: маленькая балерина танцует и занимается гимнастикой. Балет – очень важная часть русской культуры. Он прекрасен, и одновременно требует огромной дисциплины. В фильме – розовая комната, шторы, большое зеркало. Комната очень напоминает картины Дега, Тулуз-Лотрека… И розовый цвет – любимый цвет Марселя Пруста. Танцующая девочка – чудесная, талантливая, забавная. И это документальные съемки.

Как вам кажется, Эрмитаж действительно открыт для массовой аудитории или остается местом притяжения лишь образованных, увлеченных людей?

Вот почему мы с Пиотровским решили переместить картины Матисса в Главный штаб: аккуратно приоткрыть дверь в музей для более широкой аудитории.  У людей появляется возможность взглянуть на Матисса по-новому, и одновременно  увидеть современные произведения, в том числе те, которые много критикуют. Недалеко от зала Матисса будут залы Мамышева-Монро и Тимура Новикова. В конце 90-х они создали работы огромной визуальной энергии.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 226

Все опросы…