Культура

Людмила Вербицкая: материться или нет?

17 июля 2014 18:49 Анастасия Плешкова
версия для печати
Людмила Вербицкая, президент СПбГУ, президент Российский академии образования, почетный гражданин Санкт-Петербурга, встретилась с журналистами, чтобы поговорить о мате и о новом законе, который будет его запрещать.
Людмила Вербицкая: материться или нет? Фото: russianlook

О высоком стиле

Когда-то Владимир Соловьев говорил, что каждый образованный или необразованный человек должен владеть тремя стилями. Высоким — чтобы обращаться к богу, средним — чтобы иметь возможность общаться со своими собеседниками. И обязательно должен владеть низким стилем. Но вот то, как он владеет этим стилем, может определить только он сам, потому что это либо диалог с самим собой, который никто не слышит, либо монолог. Когда еще не было мобильных телефонов, и связь с западом была не так проста, я прилетела в Париж. И один из жителей нашего города попросил позвонить его родственнику и передать ему добрые слова и пожелания, я это сделала. И в ответ услышала: «Милостивая государыня, Вы даже и подумать не можете, какая благость спустилась на мою душу, когда я услышал Ваш голос». Это пример высокого стиля, которого конечно мы не слышим в жизни, и, наверное, слава Богу, потому что если бы сейчас кто-нибудь так обращался, его не могли бы дослушать до конца, что там говорит этот человек.

О мате

Неформальная лексика входит в низкий стиль. Главное, что произошло за последнее время — что огромное количество просторечных слов вошло в язык носителей. И главное, что высокого стиля не стало, средний занял место высокого, а низкий — среднего. Французский язык, например, сохранился очень хорошо, но там есть специальный министр и штрафы, там отслеживают чистоту французской речи».

Просторечных слов множество. Первый словарь тюремного жаргона появился в самом конце 70-х годов. До этого, как в одном фильме, нужно было записывать и учить эти слова. А потом они вошли в обычную речь. И главная беда – это как раз это.

О колонии

Моя жизнь была не так проста. В 1949 году мой отец был арестован в связи с «Ленинградским делом». Мама тоже была арестована, а младшая сестра, к счастью, была тогда на Кавказе. А я была арестована также, хотя мне было 13 лет, и отправлена в детскую трудовую воспитательную колонию, единственная женская колония была во Львове. Переступив ее порог, я услышала речь, которая меня совершенно поразила, хотя потом они хорошо ко мне относились, и даже переставали на время ругаться. Это говорили те, кто сидел там за преступления... Я попала туда только потому, что не донесла на отца. Более преданного родине человека я не знала. Потом он был реабилитирован.

О том, как выражаться без мата

Состояние общества, морально-нравственные основы значат очень многое. Как-то раз (а было и множество подобных историй), я ехала в автобусе, стояли прекрасные, их было пятеро или четверо, молодые люди, хорошо одетые, которые выражались нецензурными выражениями. И я спросила их: «А вы можете сказать то же самое, но произнести нормально, без единого такого слова?» И один из них сказал: «Слушайте, ребята, а давайте действительно попробуем!» Дискуссия их была очень, кстати, интересной и важной, они говорили о происхождении жизни. У них что-то получилось! А так – есть же прекрасные словари матерной речи, их можно читать и запоминать, что там написано».

О современной школе

Если вы обратите внимание на речь наших школьников, то вы безусловно поймете, что студенты, уже будучи более взрослыми, усвоили речевое варьирование: они не говорят с преподавателями так, как между собой, а школьники так говорят порой и с преподавателями. Раньше: школьник опоздал в школу, поднимается наверх. Наверху на лестнице стоит директор и спрашивает: «Откуда, умная, бредешь ты голова?». «Спросил Осел у Соловья...», - продолжает ученик. Раньше это было бы просто страшной дерзостью, а сейчас во многих школах это норма». Точно так же, как поднять руку на своего учителя.

Огромное количество просторечных слов вошло в язык носителей. И главное, что высокого стиля не стало, средний занял место высокого, а низкий — среднего

Если говорить о ЕГЭ — это не совсем правильная система, в школах нет сочинения, не дают человеку изложить свои мысли.  У нас много проблем в школе. У нас из педагогических вузов не идут работать в школу, только 7 процентов из них идут в школу. Тогда зачем же учиться в педвузах? Идите на другое место какое-нибудь. К этому можно добавить, что учителя привыкли работать только на ЕГЭ. У нас мало нормальных учебников, и нет настоящих учителей. И я быстрого выхода из этого положения не вижу.

Как воспитать культурного человека?

Надо делать все для того, чтобы у человека, в его душе была невозможность произнести матерное слово. Нельзя сразу взять и сказать: «Ребята, с завтрашнего дня больше не употребляйте ни одного матерного слова!» Нет.

Есть не только то, что мы хотим и просим, есть еще и то, что мы должны. Нужно объяснять детям, что значат матерные слова, и они бы поняли, как мне кажется, что произносить их просто неприлично. Огромное количество матерных слов образовано от четырех корней, и глаголов, и прилагательных, и существительных, и чего угодно. Но дети должны понять, что есть и прекрасные слова, их много, чтобы выражать свою мысль. Русский язык дает гораздо больше возможностей, чем другие языки. К этому надо добавить, что вовсе не обязательно быть ботаником, который не может постоять за себя. Нужно уметь отстаивать свою честь.  Мы должны растить здоровых людей, правда, не заменяя уроками физкультуры уроки чтения. Мать еще в своем чреве воспитывает своего ребенка. Ей нужно не слушать мат, а смотреть на что-то красивое и слушать что-то приятное.

О телевидении

Я иногда в ужасе. Я редко смотрю телевизор. Но и там, и в других работах устной и деловой речи множество ошибок. Я стараюсь иногда для того, чтобы понять, о чем в них идет речь, переписывать их.

Как быть с возможным запретом мата в искусстве?

Я уже сказала о том, что я бы такого закона не принимала. Вполне достаточно, по-моему, принятого ранее закона о русском языке. Но я часто не понимаю, почему в современных произведениях искусства присутствует мат. Что от того, что ты употребили мат в пьесе в  театре? От этого изменяется философия? Привносится что-то новое?

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 210

Все опросы…