Истории

Какую работу ищет молодежь

Выпускники вузов Петербурга вот-вот хлынут на рынок труда в поисках работы. Что их привлечет в первую очередь – высокий заработок, работа исключительно по специальности, свободный график или веселый коллектив? Молодежь 1990-х искала способы «сделать деньги». А что движет молодежью 2010-х, выяснял «МР».

Интересно и весело

«У молодых людей 20-30 лет понятия "труд" и "работа" семантически различаются между собой. Труд – это что-то вынужденное, то, что ты делаешь под принуждением, а потому негативно оцениваемое, – отмечает Яна Крупец, заместитель директора Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ. – Но собственная работа не соотносится напрямую с понятием труда. Работа – это то, что должно быть обязательно интересным, хотя иногда и требует усилий, то есть "труда". Зарабатывание денег как мотив работы не преобладает, но стоит в равном положении с "интересностью"».

Веселый, молодежный коллектив – опция, которая может заслонить даже серьезные минусы места работы. С другой стороны – молодых пугает нестабильность на рынке труда.

В феврале 2014 года в Центре молодежных исследований стартовал проект по изучению ценности труда и потребления у городской молодежи XXI века. Первые опросы и данные говорят о том, что значительная часть дипломированной молодежи, прежде всего социо-гуманитарных направлений, спокойно допускает для себя работу не по специальности, и даже зачастую не требующую высшего образования. Они идут работать в сферу услуг, администраторами, менеджерами по продажам, продавцами, официантами. Свежеиспеченный экономист, скажем, может далеко задвинуть диплом в стол и устроиться в салон стрижки собак или администратором ночного клуба.

Для молодых людей сегодня очень важна «интересность» работы, место работы воспринимается как место общения, своеобразной тусовки. Веселый, молодежный коллектив – опция, которая может заслонить даже серьезные минусы места работы. С другой стороны – молодых пугает нестабильность на рынке труда. Поэтому нехитрая работа типа менеджера по продажам или официанта устраивает – наработаешь опыт в хорошем коллективе, и новая работа, случись что, всегда найдется. Они трезво оценивают то, что опыт сегодня на рынке труда важнее, чем диплом, хотя последний – тоже необходимость.

Где я работаю, а где отдыхаю?

Нацеленность на линейную карьеру в одной крупной, уважаемой компании характерно лишь для части молодых людей, как правило, связанных с техническими, инженерными специальностями. Для большей же части остальной молодежи представление о собственном развитии не связано с узкой областью или конкретной компанией – скорее с личным ростом, с набором различного опыта, который, по их мнению, пригодится в будущем. При этом – действительно ли твой опыт – это тот опыт, который нужен, и подкреплены ли мечты, скажем, о собственном бизнесе реальными возможностями – это остается зачастую не до конца осознанным.

Для молодых людей сегодня очень важна «интересность» работы, место работы воспринимается как место общения, своеобразной тусовки

Можно сказать, что сегодня все большая часть 20-30-летних строят краткосрочные планы, живут сегодняшним днем. При этом часто озвучивается желание не работать на кого-то, стать хозяином своего дела, работать на себя в будущем.

У части молодежи, выходцев из среднего класса, стираются границы между хобби и работой. Скажем, любитель велопутешествий разрабатывает индивидуальные туры и создает небольшую компанию. В таком образе жизни все труднее определить «когда я работаю, а когда отдыхаю», ведь зачастую общение, чтение, переписка в соцсетях так или иначе связаны с деятельностью, которая приносит деньги и одновременно является увлекательной. Многих привлекает заработок в интернете, создание собственных интернет-магазинов, а эта работа не подразумевает никакого графика вообще.

Долой все правила!

«Также у Y-поколения выделяется явная антипатия к иерархии и безапелляционным правилам, акцент ставится на самоуважение, равноправие, свободу самовыражения и право влиять на происходящее. Для них это важно», – отмечает Юлия Сахарова, директор портала HeadHunter (hh.ru) по СЗФО.

По ее словам, сегодняшняя молодежь чаще выбирает компании, расположенные рядом с местом учебы или домом. Самые привлекательные сферы – технологичные направления (IT, телеком, интернет); яркие коммуникативные сферы – маркетинг, PR, реклама, туризм, продажи; «тусовочные» рабочие места – линейный персонал в фастфуд-сетях, Horeca (термин, обозначающий сферу индустрии гостеприимства – общественного питания и гостиничного хозяйства), ритейле.

По словам Юлии, сегодня немало активных молодых людей, настроенных на карьеру в иностранных корпорациях или на собственный бизнес. Но на другом полюсе – молодежь с минимальными карьерными амбициями. В начале пути часто на слуху известные бренды и простые пожелания к работодателю – зарплата, близкий по возрасту коллектив. После получения небольшого опыта работы (на практике, во время стажировок, летних подработок) молодые люди имеют более отчетливые требования – хочется, чтобы задачи были интересные, а корпоративная жизнь и отношения в коллективе давали возможность оставаться собой и сохранять время для личных увлечений.

Для части молодежи, выходцев из среднего класса, стираются границы между хобби и работой. Скажем, любитель велопутешествий разрабатывает индивидуальные туры и создает небольшую компанию. В таком образе жизни все труднее определить «когда я работаю, а когда отдыхаю»

Молодые люди, как правило, легко принимают решение об увольнении. Мало кто, приходя в компанию, планирует остаться в ней на 7-10 лет.

«Уместным сроком считается 1-1,5 года. Однако при сильной кадровой политике компания может удерживать и растить талантливую молодежь и более 3-5 лет», – отмечает Юлия.

Эксперты также отмечают привлекательность фриланса, гибкого графика для молодых специалистов. Однако такой вид работы часто становится им не по силам – сложно себя организовать, нужно время и серьезные усилия для поиска заказчиков, высокий профессионализм.  

«Безусловно, работа, профессиональная реализация остается важной, обсуждаемой темой для современной молодежи, – подытоживает Яна Крупец. – В одном из исследований мы задавали вопрос: "Если бы у вас была возможность не работать, что бы вы делали?" Большая часть ответов сводилась к тому, что, отдохнув, они бы все равно нашли дело по душе, то, которое способствовало бы их личному развитию, увлекало. Ничего не делать – это не интересно».

share
print