Город

Финский залив губит гидротехника

25 июля 2014 16:09 Ирина Мошникова
версия для печати
Загрязнение вод Финского залива – одна из острых проблем экологии Ленобласти. Только ли в стоках дело, и какое отношение к ситуации имеет строительство, разбирался «МР».
Финский залив губит гидротехника Фото: Konstantin Kokoshkin / Russian Look

Какие проблемы?

Не проходит и месяца, как появляется новое сообщение о сбросе сточных вод, нефтяных пятнах или загрязнении берегов Финского залива. Экологи утверждают: качество воды и состояние биологических сообществ водоема ухудшаются с каждым годом. Обычно главной причиной называют сброс грязных стоков. По данным ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», сейчас очистку проходят 98,4% всех стоков. Но какая-нибудь организация нет-нет, да и нарушит требования: к примеру, в прошлом году одной из таких организаций был Выборгский порт, в стоках которого концентрация загрязняющих веществ превышала санитарные нормы.

Среди распространенных проблем - разливы нефти: за прошлый год аварийная служба ликвидировала чуть менее 200 разливов нефтепродуктов на реке Нева и водоемах Петербурга.

Специалисты называют еще одну причину ухудшения состояния Финского залива: гидротехнические, а точнее, дноуглубительные работы, из-за которых в воде появляется большое количество взвешенных веществ – проще говоря, со дна поднимается осадок, который потом смещается по течению. В конце концов, он, конечно, растворяется или снова оседает, но до этого успевает принести как минимум дискомфорт обитателям водоема и людям, которые им пользуются.

Губительное строительство

Один из масштабных проектов, при котором будут проводить дноуглубительные работы – строительство порта «Бронка», начавшееся в 2013-м. Как это повлияет на окружающую среду, предсказать сложно.

«Во время строительства комплекса «Морской фасад» в 2005-2008 годах в Невской губе было большое «облако» взвесей, движение которого можно отследить по спутниковым снимкам, - говорит начальник сектора экологических исследований НИИКАМ Леонтина Сухачева. – Скорее всего, то же самое будет на месте строительства порта «Бронка»».

Чтобы выявить и уменьшить ущерб загрязнений, нужен комплексный мониторинг состояния Финского залива, считает эксперт.

«Для достоверных результатов мониторинг должен быть независимым, - говорит она, - но у общественных организаций нет на это средств, а государство даже не пытается».

А так ли сильно влияют взвешенные вещества на состояние залива, чтобы организовывать мониторинг?

«Дело не только во взвесях, дно - это живая составляющая водоема, там личинки, икра, а когда дно роют, все это уходит наверх, - рассказал «МР» председатель МЭОО «Зеленый фронт» Сергей Виноградов. – И в нерестовый период на строительстве "Бронки" не прекращали рыть канал, хотя положено прекращать. Во время таких работ биота, т.е. совокупность растений и животных, будет уничтожена. Рыба не будет сюда приходить, потому что потеряет кормовую базу. В воду начнет попадать меньше кислорода. Такое вмешательство меняет все условия жизни».

Виноградов отмечает, что недалеко от «Бронки» находится Кургальский заказник, которому строительство также может сильно повредить.

Нужен мониторинг

Главный научный сотрудник Центра мониторинга ФГУНПП «Севморгео» Александр Рыбалко считает, что взвеси не самая серьезная проблема. По его словам, во время работ по проекту «Морской фасад» в донных отложениях Невской губы повысилось содержание нефтепродуктов и тяжелых металлов.

«Донные отложения - как аккумулятор, - говорит Рыбалко, - они могут долго все накапливать, но потом накопленное отдадут. Если взвеси уходят дальше по течению, то тяжелые металлы оседают на дне и у них, в отличие от радионуклидов, нет периода полураспада».

По словам Рыбалко, в любом случае попытаться что-то вычислить можно лишь по результатам все того же комплексного мониторинга Финского залива.

«Мониторинг обязательно нужен, -  подтвержадет Сергей Виноградов. – Я встречался с компанией, которая ведет строительство и объяснял им, что нужен контроль, но они только посмеялись и сказали, что возможный ущерб будет рассчитан и оплачен. Кому оплачен? Какие-то деньги пойдут государству, но кто сказал, что они будут потрачены на экологию?»

Получается, что одна из главных проблем – не только вред от строительства, а отсутствие независимого контроля со стороны общественных организаций. И это касается не только конкретного случая с портом «Бронка», но и ситуации в целом.

Справка

Финский залив - залив в восточной части Балтийского моря, омывает берега Финляндии, России и Эстонии. 

Площадь Финского залива 29,5 тысячи кв. км, длина 420 км, ширина от 70 км в горле до 130 км в самой широкой части, средняя глубина 38 метров (максимальная 121 метр).

На берегах залива расположено несколько городов:

в России: Санкт-Петербург, Кронштадт, Сестрорецк, Зеленогорск, Приморск, Большая Ижора, Ломоносов, Сосновый Бор, Выборг, Высоцк, Петергоф, Усть-Луга;

в Финляндии: Хельсинки, Котка, Ханко;

в Эстонии: Таллин, Тойла, Силламяэ, Нарва-Йыэсуу, Палдиски.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 836

Все опросы…