Общество

Кому – брак, а «Пассажиравтотрансу» - автобусы

12 августа 2014 17:15 Никита Потапов
версия для печати
Петербург, возможно, ожидает скандал с закупленными городом автобусами. Чиновники Смольного приобретают под видом новых машины, которые из-за многочисленных дефектов ранее «забраковали» их московские коллеги.
Кому – брак, а «Пассажиравтотрансу» - автобусы

Петербургский Комитет по транспорту нисколько не смущает, что поставщик ради сбыта некачественных автобусов, судя по всему, пошел на подделку документов, что машины собраны из комплектующих, слабо совместимых друг с другом, и что инженеры и водители, уже столкнувшиеся с «новой» техникой, жалуются на дефекты и недоработки.

Сотня из отстойника

Труднообъяснимую слабость петербургский Комитет по транспорту испытывает к компании «Волгабас», специализирующейся на производстве автобусов. Именно у нее подведомственный комитету ГУП «Пассажиравтотранс»заказал за последнее время уже почти 200 машин. При этом чиновники, скорее всего, прекрасно знают, что покупают «некондицию».

Вначале 2012 года «Волгабас» выиграл аукцион на право поставки 170-ти автобусов особобольшой вместимости для «Мосгортранса». К тому моменту, когда столичные чиновники заявили, что продукцию данного отечественного производителя принимать не будут из-за ее технической непригодности, «Волгабас» успел выпустить уже около 70 автобусов. Некоторое время тянулось судебное разбирательство, в ходе которого завод пытался доказать, что его транспорт вполне пригоден к эксплуатации. Однако убедить суд так и не смог.

После этого все 70 автобусов больше года фактически стояли под заводским забором и ждали своего часа. Час настал в конце 2012 – начале 2013 года. Именно тогда «Волгабасу» посчастливилось выиграть конкурс ГУП «Пассажиравтотранс»на поставку 99 сочлененных автобусов. И появилась прекрасная возможность сбыть «неликвид», чем компания и поспешила воспользоваться.

Для «подгонки» еще не успевших заржаветь автобусов под петербургские требования модификации были внесены самые минимальные изменения. С крыш автобусов срезали кондиционеры, а на их место приварили заплатки (правда, говорят, что теперь через швы в дождливую погоду в салон заливается вода), перекрасили борта машин, поменяли загородку, отделяющую водителя от салона, и тому подобное.

Потребовалось внести изменения и в документацию. Поскольку «Пассажиравтотрансу» автобусы нужны были новые, а срок их поставки ограничен 2013-2015 годами, на заводе решили «освежить» имеющиеся у них экземпляры. Для этого на автобусы были сделаны новые паспорта – ПТС, а номера VIN– просто перебиты. Так автобусы обзавелись еще и «уголовным» эпизодом в своей недолгой пока жизни.

Впрочем, следы этих манипуляций особо не скрывались. Так, например, в одном из Контрольныхжурналовизготовления автобусов, прилагающемся к каждому транспортному средству (редакция располагает соответствующими документами), указано, что данная машина произведена 17 сентября 2012 года. Однако в ПТС того же автобуса год производства значится уже 2013-й. В документах фигурируют разные номера VIN.

Весьма красноречива и внутренняя документации относительно фактического состояния автобусов. В многочисленных «Перечнях замечаний» значатся такие формулировки, как «отходит резинка от боковин», «пластиковые кожуха не установлены», «течь с рулевого механизма», «на топливном баке лючок технически не прилегает к полу (зазор)», «нет ручки на капоте», «нет шторки боковой», «не работает правое зеркало заднего вида», «утечка в пневмосистеме», «обрезать излишки монтажной пены на отопителях» и так далее.

Однако – на данный момент «Волгабас» уже успел поставить в Петербург 48 из необходимых 99 автобусов.

Гул мостов

Еще 70 автобусов уже по другому контракту «Волгабасу» удалось продать «Пассажиравтотрансу» через своего московского дилера «Омни Центр». В 2013 году последний выиграл конкурс на поставку машин, предназначенных для работы во время Олимпиады в Сочи, с последующей эксплуатациейв Санкт-Петербурге.

У этой партии автобусов своя специфика некондиции. Завод оборудовал их мостами производства известной немецкой компании ZF. Однако мосты компании ZFне предназначены для использования на таких автобусах.

«Касательно Вашего сообщения о неисправности от 14.07.2014 с рекламацией на шум ведущего моста ZFAV-132…, сообщаю: данный мост был поставлен с завода ZFPassau28.08.2011 г. для компании Донинвест… Он не предназначен для автобуса Волгабас», - говорится в ответе компании ZFна запрос компании «ОМНИ Северо-Запад», поставившей автобусы и вскоре столкнувшейся с проблемой постоянных поломок.

Однако на этом злоключения автобусов «Волгабаса» с мостами не оканчиваются. Дело в том, что указанные мосты не только не подходят, но в нескольких автобусах (по нашим сведениям – около 12 штук) еще и устарели настолько, что срок их гарантийного обслуживания прошел. 

«…Сроки гарантии на него прошли… За исполнением гарантийных обязательств Вам необходимо обратиться к производителю этого транспортного средства», - говорится в том же ответе (копия документа имеется в редакции).

Данные факты, как выяснилось, весьма печалят должностных лиц «Пассажиравтотранса», которые ответственны за безопасность. И.о. замдиректора по техническим вопросам Михаил Никулин в июле 2014 года пишет главному инженеру СПб ГУП «Пассажиравтортранс» Сергею Маевскому, что отправил один из автобусов на ремонт в «ОМНИ Северо-Запад». Однако компания, ссылаясь на ответ компании ZFоб истекших сроках и несовместимости мостов, ремонт производить отказалась.

«На основании вышеизложенного просим Вашего оперативного вмешательства и принятии мер в решении данного вопроса», - пишет Никулин.

При этом любопытно, что, судя по всему, председателюКомитета по транспорту Александру Воробьеву неоднократно докладывали о вопиющих дефектах приобретаемых «Пассажиравтотрансом» автобусов. Во всяком случае, так говорят знакомые с ситуацией источники. Однако «Волгабас» до сих пор не включен в реестр недобросовестных поставщиков и допускается комитетом по транспорту к участию в аукционах.

Получить комментарии в пресс-службе Комитета по транспорту изданию пока не удалось. Для выяснения официальной позиции в ведомство в ближайшее время будет отправлен запрос от средства массовой информации.

Комментарий Комитета по транспорту Администрации Санкт-Петербурга:

Закупка подвижного состава для нужд СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Комитетом по транспорту производится в соответствии с законодательством РФ на конкурсной основе, критерием определением победителя является наименьшее предложение о цене будущего контракта.

Требования законодательства определяют не только порядок проведения аукциона, но и правила приема - передачи транспортных средств.

Все закупаемые автобусы имеют сертификат «Одобрение типа транспортного средства» (далее – ОТТС). При выдаче ОТТС экспертная организация в обязательном порядке проверяет соответствие автобусов требованиям технического регламента, как с точки зрения конструкции транспортного средства, так и его безопасности. В случае несоответствия установленным нормам завод-изготовитель транспортного средства не получает ОТТС и не может ни поступать в продажу, ни эксплуатироваться.

В соответствии с условиями Государственных контрактов (ГК) на поставку автобусов для нужд СПб ГУП «Пассажиравтотранс» автобус должен быть новым (не бывшим в употреблении) с пробегом не более величины пробега от места производства до места передачи Заказчику. Гарантийные обязательства Поставщика распространяются на весь автобус в целом, вне зависимости от гарантии устанавливаемой производителем отдельных узлов и агрегатов.

Приемка автобуса состоит из трех этапов:

1. Соответствие требования технического задания (комплектация, технические  и эксплуатационные характеристики).

2. Сверка документов представляемых с автобусом и номеров (VIN, номера номерных агрегатов) автобуса.

3. Оформление полученных от поставщика документов с фиксацией  факта получения автобуса и выявленных в ходе приемки недостатков.

В соответствии с законодательством РФ VIN-номер присваивается и наносится на кузов автобуса заводом изготовителем, он же производит оформление ПТС на автобус. Порядок присвоения, нанесения и изменения VIN-номеров устанавливается законодательством РФ, СПб ГУП «Пассажиравтотранс» проверяет соответствие VIN-номер на кузове автобуса и указанного в ПТС. При регистрации автобусов в органах ГИБДД проводится аналогичная сверка.

Все поставленные ООО «Волгабас» автобусы прошли в установленном порядке государственную регистрацию.

В соответствии с требованиями Госконтракта, в случае наличия недостатков поставленных автобусов, поставщик в течение определенного ГК срока устраняет выявленные недостатки. В случае наличия недостатков автобусов влияющих на безопасность перевозки пассажиров, автобус не принимается у поставщика до полного их устранения.

Поскриптум

После публикации материала в редакцию позвонил И.о. замдиректора по техническим вопросам «Пассажиравтортранса» Михаил Никулин и заявил, что информация о его жалобе на качество закупленных автобусов марки «Волгабас» не соответствует действительности. Видимо, господин Никулин запамятовал о том письме, которое сам же посылал главному инженеру СПб ГУП «Пассажиравтортранс» Сергею Маевскому. Чтобы напомнить ему о нём, мы выкладываем скриншот этого документа. В распоряжении редакции есть и другие документы, подтверждающие информацию, изложенную в статье.


 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 883

Все опросы…