Город

Где можно разместить зоопарк на юге города

21 августа 2014 13:54 Елена Барковская
версия для печати
Спустя два месяца после первой поездки по возможным местам расположения зоопарка на севере города, специалисты центра экспертиз ЭКОМ устроили подобную "вылазку" по югу Петербурга, чтобы показать — еще есть территории, из которых можно выбирать.
Где можно разместить зоопарк на юге города Фото: Сергей Ермохин

Напомним, комитет по инвестициям рассматривал три площадки для размещения зоопарка: в Юкках, на Ржевке и в Курортном районе. В июне этого года центр экспертиз ЭКОМ провел выезд по этим местам, добавив одну точку в Курортном районе «от себя».

Тотвыезд показал, что ни одна из площадок не является идеальной, и специалисты ЭКОМ наметили еще пять территорий на юге города, которые теоретически могли бы подойти под размещение зоопарка. Критерии были такими — необходимая  площадь (не менее 100 га), неиспользуемая территория (либо используемая нерационально), транспортная доступность и наличие инженерных коммуникаций. 

Корреспондент «МР» проехала с экспертами по намеченным точкам.

ОСТАНОВКА 1

Территория севернее поселка Петро-Славянка

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Зоопаркинг. Остановка 1»
  • Фоторепортаж: «Зоопаркинг. Остановка 1»
  • Фоторепортаж: «Зоопаркинг. Остановка 1»
  • Фоторепортаж: «Зоопаркинг. Остановка 1»

Эта точка находится недалеко от станции метро «Рыбацкое» — на автобусе мы доехали до нее меньше, чем за десять минут. Пройдя немного по дороге, поднимаемся на небольшой холм, с которого открывается вид на реку Славянка. Недалеко стоят дачные домики.

Сейчас эта территория по Генплану частично относится рекреационной зоне и частично —  к зоне многоэтажной застройки. Руководитель центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов говорит, что это уникальное с юридической точки зрения место — достаточно трудно найти на юге «кусок» земли, который находится в городской собственности.

Кроме расположенного рядом метро, в качестве существующей инфраструктуры Карпов называет и две железнодорожные ветки с Московского вокзала — на Волхов и на Москву. «Здесь планируется довольно интенсивное развитие улично-дорожной сети: дорога, по которой мы ехали, должна стать частью магистрали, которая пойдет из Невского района, — рассказывает он. — Кроме того, чуть севернее этой территории должна появиться магистраль, которая свяжет Пушкин с Колпино».

Южнее рассматриваемого участка, по словам специалиста, проходит магистральная ЛЭП,  параллельно ей должен пройти магистральный канализационный коллектор. На этой территории также запланированы понижающие подстанции и газораспределительная станция.

«Природную ценность из себя представляет долина реки Славянки — она намечена для обследования на создание потенциальной ООПТ, — говорит эксперт центра «Эком», кандидат географических наук Андрей Резников. — Но даже если отсюда  исключить долину реки из этой территории, места для зоопарка остается вроде бы достаточно».

 «Будет обидно, если этот участок с такими уникальными свойствами уйдет под рутинную жилую застройку и не будет использована для городского проекта», — резюмирует Карпов.

ОСТАНОВКА 2

Территория рядом с Кузьминским водохранилищем

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Зоопаркинг. Остановка 2»
  • Фоторепортаж: «Зоопаркинг. Остановка 2»
  • Фоторепортаж: «Зоопаркинг. Остановка 2»
  • Фоторепортаж: «Зоопаркинг. Остановка 2»

Перед нами — огромное поле с Кузьминским водохранилищем. На берегу — оставленные мангалы, салфетки, разбросанный мусор, недалеко рыбак ловит рыбу.  

«Это единственное место, где можно развивать зоопарк, не меняя Генплан (это зона в Генплане обозначена как территория, предназначенная для размещения специальных объектов, в том числе зоопарка. — Ред.), — рассказывает Карпов. — Основная площадь зоны рекреации, на которой возможно строительство зоопарка — 470 га». Андрей Резников не видит особой природоохранной ценности в этой территории (единственное —  реку как  биокоридор желательно сохранить с небольшими прибрежными территориями).

Все бы хорошо, правда, есть большое «но»: эта земля находится в частной собственности. «Сейчас она не обрабатывается, но я так понимаю, что собственники хотели бы использовать ее под логистику или промышленность, — объясняет Карпов. — Подо что-то, что дает деньги».

— Извините, я вас перебью, — прерывает Наталья Гергилевич, — редкое зрелище: аисты над нами.

Все задирают головы, но через минуту разговор вновь возвращается к зоопарку. В частности — к вопросу о сумме, которая потребуется для выкупа этой территории. «Мы можем ориентироваться на цену аукционов, когда землю берут под строительство, — говорит Резников. — На последних аукционах цена на землю на окраинах составляла 20-25 млн за га. Допустим, 100 га будут стоить 2-3 млрд. Стоимость строительства зоопарка оценивается примерно в 20 млрд, то есть это 10%-ое удорожание строительства. Как я понимаю, это некриминально». 

Вдоль Софийской улицы, которая находится рядом, должен пройти легкорельсовый трамвай на Колпино. «Софийская улица обеспечивает хорошую транспортную доступность автомобильного и автобусного транспорта, — говорит Карпов. — С другой стороны — Московское шоссе и станция метро в промзоне Шушары (планируемая станция — Ред.), от которой можно подтягивать транспорт».

По словам Карпова, электричество здесь есть, а канализационный коллектор должен пройти по северной границе этой территории.

ОСТАНОВКА 3

Участок вдоль Московского шоссе до границы с Ленинградской областью

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Зоопаркинг. Остановка 3»
  • Фоторепортаж: «Зоопаркинг. Остановка 3»
  • Фоторепортаж: «Зоопаркинг. Остановка 3»

Общая площадь участка, по словам Карпова — 353 га. У этой территории, как и у предыдущей, есть собственник, но, в отличие от предыдущей, здесь владелец использует землю  по назначению — занимается сельским хозяйством. «Но, как мне сказали, собственник ищет более интересное применение территории, чем выращивание капусты», — поясняет Карпов.

В этом месте неплохая ситуация с экологической точки зрения (нет специальных природоохранных ограничений, по словам Андрея Резникова) и инженерной: сюда идут электричество и газ. Однако проблема с транспортом: это самая дальняя из рассматриваемых точек (от центра города примерно 30 км), добраться можно только на автомобиле, рельсового транспорта здесь нет и не предполагается.

«С моей точки зрения, сельскохозяйственные угодья в городе — это нонсенс, — считает Резников. — На дорогой земле должны быть другие виды использования».

ОСТАНОВКА 4

Территория, ограниченная с севера поселком Александровская, с востока — железной дорогой, с запада — Киевским шоссе, с юга — Красносельским шоссе.

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Зоопаркинг. Остановка 4»
  • Фоторепортаж: «Зоопаркинг. Остановка 4»
  • Фоторепортаж: «Зоопаркинг. Остановка 4»
  • Фоторепортаж: «Зоопаркинг. Остановка 4»

Мы выходим к полю, на котором высажен картофель. За спиной остаются коттеджи. Здесь земли аграрного университета, собственность на землю — федеральная.

«Это большой прямоугольник площадью 323 га, — рассказывает Карпов. — Основное использование этой территории — не выращивание картошки, а учебные и научные программы аграрного университета (мы надеемся, что это так). Но территория вдоль Красносельского шоссе уже «утянута» в ведение фонда развития жилищногостроительства. Нам кажется, что размещение на этой территории значимого городского объекта более выгодно и эффективно, чем покрыть эти поля отсюда и до горизонта коттеджами».

Недалеко проходит железная дорога Гатчинского направления, все перспективные коммуникации и магистрали «завязаны» на город-спутник «Южный».

ОСТАНОВКА 5

Аэродром Горелово

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Зоопаркинг. Остановка 5»
  • Фоторепортаж: «Зоопаркинг. Остановка 5»
  • Фоторепортаж: «Зоопаркинг. Остановка 5»
  • Фоторепортаж: «Зоопаркинг. Остановка 5»
  • Фоторепортаж: «Зоопаркинг. Остановка 5»

«Эта территория обозначена как зона перспективного развития жилой малоэтажной застройки. Мы видим стоянку вертолетной техники, и там,насколько я понимаю, — показывает Карпов, — находится вертолетно-ремонтный завод. Какая-то жизнь идет, но насколько долгосрочная — непонятно.

В Генплане здесь указана пробивка Стрельнинского шоссе, которое рассекает аэродром. Поэтому, если рассматривать эту площадку как возможное место для размещения зоопарка, мы делим ее на две части: восточную и западную. Восточная — площадью 148 га, западная — 228 га. Но, в принципе, их можно рассматривать вместе».

Карпов отмечает, что сюда идет газопровод и электричество (по канализации и воде у него нет сведений), но с точки зрения транспортной доступности — это не лучший вариант. С экологической тоже: Андрей Резников обнаружил здесь редкий вид — колокольчик жестковолосистый.

КОНЕЧНАЯ

 В ЭКОМе проанализировали: все шесть (если пятый разбивать на две части) участков имеют необходимую площадь — более 120 гектар, ни одна из шести территорий не занята лесами, благоприятные для строительства грунты снижают затраты на инженерную подготовку. «Транспортная доступность по крайней мере трех из шести участков лучше, чем у «официальных» вариантов (кроме, может быть, Ржевского лесопарка в пределах Петербурга). Так, например, добраться до участка «Петро-Славянка» в Колпинском районе можно за 25 минут на электричке от Московского вокзала или за 10 минут на автомобиле (автобусе) от ст. м. Рыбацкое. Поездка от новой ст. метро «Южная» до участка возле Кузьминского водохранилища займёт около 15 минут, кроме того, вдоль Софийской улицы должна пройти линия скоростного трамвая. Доехать до ст. Александровская можно за 25 минут с Варшавского вокзала, от неё полтора-два километра до третьей возможной площадки», — говорят в организации.

Наталье Гергилевич, президенту Санкт-Петербургского зоологического общества, понравились первые две площадки, остальные, считает она, расположены далеко.

В пресс-службе комитета по инвестициям «МР» сообщили, что примут к сведению информацию от ЭКОМа, но отметили, что необходимо изучить, подходят ли все рассматриваемые участки под зоопарк по всем параметрам. «Мы прорабатывали варианты по всем возможным участкам, и были выбраны наиболее оптимальные площадки», — уточнили в комитете.

В ЭКОМе собираются подготовить предложения по внесению изменений в Генплан, направленные на резервирование наиболее удачных территорий. Кроме того, центр экспертиз планирует пригласить европейского эксперта из организации, которая занимается проектированием и концептуальным дизайном зоопарков. Его задача — рассказать, какую роль зоопарки играют в развитии городов.

 «Мне кажется, мы немного не с того начинаем: город до сих пор не знает, что он хочет построить, — на последней точке высказал свое мнение Михаил Северов, ведущий менеджер по связям с общественностью группы компаний «Интарсия» («Интарсия» занималась проектированием зоопарка на территории Юнтолово). — Пока он не узнает, что он хочет построить и сколько денег может на это выделить, мы можем бесконечно искать места и этим все будет заканчиваться».

«Так, а почему «город» какой-то абстрактный? — возразил ему тогда Резников. — Мы, в некотором смысле, — тоже город».  

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 159

Все опросы…