Общество

Петербургские учителя настраивают школьников учиться всю жизнь

29 августа 2014 12:32 Татьяна Морозова
версия для печати
«Мой район» выяснил, что нового ждет учеников в петербургских школах.
Петербургские учителя настраивают школьников учиться всю жизнь Фото: flickr.com / Дмитрий Кутиль

Наш собеседник Константин Тхостов – директор лицея №369, председатель Санкт-Петербургского регионального совета Всероссийского педагогического собрания, председатель «Ассоциации молодых учителей России». Выпускник президентской программы подготовки управленческих кадров (Высшая школа менеджмента), победитель Всероссийского конкурса «Управление современной школой». Константин – яркий представитель нового слоя управленцев петербургского школьного образования.

- Как изменилась петербургская школа за последние годы?

- Хорошо, что вы отметили – петербургская. Петербург – особенный регион, и это не просто слова. У нас у первых во всей России появились пришкольные стадионы, появилась такая широкая инновационная деятельность. Не просто так в Петербурге такое большое количество победителей различных всероссийских олимпиад. Я с уверенностью могу сказать, что наше петербургское образование на сегодняшний день дает возможность каждому ребенку осуществить тот самый «индивидуальный образовательный маршрут», о котором так много говорят.

Семья - это фундамент современной школы, без участия семьи мы сегодня ничего не можем.

Петербург уже давно живет в режиме активной внеурочной деятельности – к чему страна перешла только в рамках нового федерального стандарта. То есть школьники могут находиться в школе обе половины дня. Работают школьные клубы, отделения дополнительного образования с множеством секций, и абсолютно бесплатно.
У нас построена грамотная работа в плане межнационального обучения. И тренд Петербурга как многоконфессионального, многонационального города успешно сохраняется на уровне школы. Это сложно, но мы с этим справляемся.

Мы стали гораздо плотнее и эффективнее работать с семьей. Чаще проводятся родительские собрания, появляются родительские клубы, лекции для родителей, в школах работают психологи и соцработники. Семья - это фундамент современной школы, без участия семьи мы сегодня ничего не можем.

- Вы упомянули инновационную деятельность. И все же у нас сохраняются практически повсеместно традиционные формы обучения, тогда как, скажем, в Европе оно становится более интерактивным, не привязанным «к парте» или к уроку…

- Да, мы не раскачиваем лодку. И я убежден, что это правильно. Буквально недавно в финской газете я прочитал, что Финляндия серьезно озаботилась качеством своего образования - очень низкий уровень. Наши дети, когда выезжают в Финляндию, выглядят там чуть ли не нобелевскими лауреатами. При этом образование куда более интерактивное.
Мы в 90-е годы просто перечеркнули много хорошего из советской школы. А почему не взять все то лучшее, что позволяло детям тех лет поступать в институты, самим проходить все этапы своего развития и становиться, в той консервативной и порой жесткой среде, первоклассными специалистами?

Наши дети, когда выезжают в Финляндию, выглядят там чуть ли не нобелевскими лауреатами.

То, что система должна развиваться, – это бесспорно. И она развивается. Скажем, я наблюдал обычный урок биологии, разговор о змеях. Механику броска кобры показывает робот, сделанный ребятами в кружке робототехники. Конструкторы «лего», которые еще пять лет назад поступили в школы, ребята собирают, потом программируют.

Проектная деятельность, когда коллектив учеников с руководителем выбирает тему и работает над ней, сейчас ведется в каждой школе. Скажем, в нашем лицее выпускается собственная полноценная газета… Но основные традиции школы мы не перечеркиваем.

- Что сегодня волнует вас и как директора петербургской школы, и как председателя регионального ВПС?

- Острая проблема – медицина. Еще несколько лет назад мы провозглашали один из главных приоритетов – здоровьесбережение. А когда увидели, что в школы приходит дай бог 1% здоровых детей, поняли, что и сберегать нечего – нужно здоровье формировать. Но в школах медицинских работников не хватает. Норматив: на одну ставку медсестры - 500 детей, врача – 1000 детей. Пытаемся этот вопрос решать. Может быть, этот год станет переломным.

Когда увидели, что в школы приходит дай бог 1% здоровых детей, поняли, что и сберегать нечего – нужно здоровье формировать.

Дальше - создание системы доступного детского спорта. Это очень важно, так как за непростые 90-е годы она была разрушена и лишь последние годы вернули нам уверенность в том, что не все безнадежно потеряно. Каждая школа ищет и находит возможности расширения видов спорта, чтобы каждый ученик нашел что-то свое. Скажем, у нас в лицее создан каток с искусственным льдом, на уроках физкультуры ребята учатся кататься на коньках, играют в хоккей и рингетт.

Конечно, огромная работа - дальнейшее освоение новых государственных стандартов II ступени, в этом году по ним начинают учиться пятиклассники. Это и сложно, и интересно. Много внимания в них отведено самостоятельной работе учащихся, совместной деятельности, практике…

Задумайтесь: у актеров в театре одно выступление в день. У учителя школы – шесть и более.

Конечно, очень волнует и проблема пенсионного обеспечения учителей. Если государство задекларировало педагогическую выслугу 25 лет, так ее надо финансово подкреплять. Мы должны изменить эту систему к лучшему. Может быть, и проблема профессионального выгорания педагогов будет не такой острой. Учитель, отдав всего себя без остатка детям, должен иметь возможность отдохнуть, не задумываясь о том, как выжить.

- А может быть, просто сделаем труд учителя более комфортным, чтобы ему не нужна была досрочная пенсия?

- Так не бывает. Да, сегодня уже уделяется внимание психологическому состоянию учителя. Скажем, в 56-й гимназии созданы замечательные комнаты эмоциональной разгрузки учителей, и эту новацию перенимают многие школы. И все же.

Новое поколение учителей – это уже дети информационного века, и использование новых технологий в обучении для них естественно.

Задумайтесь: у актеров в театре одно выступление в день. У учителя школы – шесть и более. В спектакле артист передает чувства и эмоции зрителю так же, как и учитель – детям, но ежедневно по шесть часов и более. Актер может уже в 24 года стать Народным артистом. А у нас в профессии - армия заслуженных артистов! Но работа учителя у нас, к сожалению, воспринимается как должное.

- Константин, вы также представляете «Ассоциацию молодых учителей» России, ездили в этом году на Селигер. Есть ли смена у учителей, которые сегодня составляют костяк школы?

- Ребята приходят интересные, с горящими глазами. Да, был период, когда из пединститутов выходили безграмотные учителя, поступившие на учительские специальности просто потому, что больше было некуда. Особенно в глубинке. Сейчас ситуация меняется. У нас в лицее в педвузы пошли медалисты с баллами по ЕГЭ от 280-ти. Они бы поступили в любой университет! Также растут планки прохода по ЕГЭ в педагогические вузы.

Предлагаю просто честно вспомнить советское детство. А там было много позитивного, в том числе и нормы ГТО.

Новое поколение учителей – это уже дети информационного века, и использование новых технологий в обучении для них естественно. На удивление много юношей-педагогов, причем это далеко не только учителя труда или физкультуры, а историки, географы, физики, информатики.

- Введение норм ГТО с сентября этого года – какие эмоции?

- Классная штука. Тем, кому эта идея кажется «приветом из СССР», предлагаю просто честно вспомнить советское детство. А там было много позитивного, в том числе и нормы ГТО. Мы радовались успехам товарищей, которые получали золотые значки. Но в то же время, ни тогда, ни сейчас не было и не будет принудиловки, это не массовая история. Мы просто говорим, что заботиться о физической форме и здоровье – важно. И учителя будут показывать это на своем примере. Я и сам с учениками подтягиваюсь!

Мы должны отойти от авторских взглядов на события, мы не смеем навязывать детям эти взгляды. Нам нужно создать некую историческую целостность.

Плюс – чем больше детей мы отвлечем от компьютерных «стрелялок», тем будет лучше.

- Но эта фраза - «Готов к труду и обороне»…

- Помните песню? «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути». Мальчик должен понимать, что нужно быть готовым защищать Родину. И не надо этого бояться.

- Политические события на Украине заставляют очень серьезно задуматься о воспитании личности, адекватно воспринимающей историю своей страны и мира. На этом фоне предложения о едином преподавании истории в школах как-то настораживают…

- Тут нет ничего настораживающего. Пугать должно то, что было сделано десять лет назад, когда весь курс истории России преподавался в 9 классе в урезанном формате. На изучение Великой Отечественной войны отводилось четыре часа! О каком понимании и знании своей истории могла идти речь?

Дети должны осознавать, что во взрослой жизни многое будет зависеть от их выбора.

И сегодня мы возвращаемся к традиционному изложению, когда проходили историю с 5 по 11 класс. Также мы должны отойти от авторских взглядов на события, мы не смеем навязывать детям эти взгляды. Нам нужно создать некую историческую целостность, чтобы не было путаницы в фактах, датах и цифрах. И сейчас все это структурируется. А уж ребенок, пользуясь различными источниками информации, сам для себя сформирует собственное отношение к тем или иным событиям. Речь не идет об одном учебнике истории для всех.

- В Госдуме депутаты от фракции КПРФ готовят законопроект о возвращении в школьную программу урока политинформации…

- Мое мнение - этого сейчас не надо. Но то, что в школе необходимо формировать гражданскую позицию – да. Дети должны осознавать, что во взрослой жизни многое будет зависеть от их выбора. Этот выбор должен быть осознанным.

У каждого микрорайона есть свой муниципальный депутат. Можно поговорить с ним о том, зачем он пошел во власть, что сделал. Это уже делается во многих школах.

Скажем, в нашем лицее мы каждый месяц организуем встречи с интересными людьми, с представителями власти и депутатами. Александр Александрович Карелин приезжал к нам на встречу. С одной стороны – легенда спорта, с другой – политический деятель. Очень интересный был диалог. Любовь Ивановна Егорова никогда не отказывается от встреч с детьми. Николай Валуев. Для многих ребят он был персонажем из «Мульта личности», а на встрече раскрылся как глубокий, серьезный человек, который уже даже тем, что создал свои спортивные школы, заслуживает уважения.

- Но, может, стоит приглашать представителей разных партий?

- Дело не в партии, а готовности человека прийти к детям, быть открытым и честным. Мы также приглашали представителей разных религиозных конфессий. Были поражены, какие вопросы ребята задают. Еще вариант – у каждого микрорайона есть свой муниципальный депутат. Можно поговорить с ним о том, зачем он пошел во власть, что сделал. Это уже делается во многих школах. Но тут бы не скатиться до популизма.

- Тема школы – одна из самых муссируемых в обществе, постоянно предлагаются какие-то нововведения. А может, у нас слишком большие ожидания от школы?

- Это абсолютно нормально. Школа – это то место, где люди становятся личностями, гражданами. И от того, насколько хорошо школа выполняет эти свои функции, зависит развитие общества в целом. То, что требования высокие – это здорово. И чем больше сегодня школа будет открываться, становиться понятнее, активно взаимодействовать с обществом, тем меньше будет пугалок и стереотипов. Многие школы сегодня проводят открытые уроки, на которые могут прийти все желающие. Прекрасная возможность узнать о школе больше.

5 уникальных школ Петербурга

1. Лаборатория непрерывного математического образования

ЛНМО – это сочетание государственной школы, частного образовательного учреждения, научного центра и системы научных конкурсов. Существует как идея с 1992 года благодаря директору Илье Чистякову. Уже в 8 классе учащиеся могут осваивать программу 1 курса «матмеха» и писать научные работы.

ЛНМО – это две площадки: математика и программирование, биология и химия.
Математика и программирование – основное направление деятельности, работает в школе № 564 четыре класса, 100 учащихся, мини-школа. Биология и химия – новое направление, открытое в 2008 году, работает в школе №286, четыре класса, 100 учащихся.

Илья Чистяков:
 

- Многие считают, что достаточно сделать уроки интересными, захватывающими — и образование в школе стало качественным. Но за этим стремлением к легкости, свободе часто забывают, что образование - это серьезный труд. А получение фундаментального образования тем более сродни работе спортсмена или пианиста.

В ЛНМО перед поступившими ставят вполне конкретную цель: создать в конце обучения научное исследование. Поэтому учеба иногда продолжается до восьми вечера: сначала уроки в соответствии с государственным учебным планом, затем дополнительное образование, работа на научных семинарах и спецкурсах. Как дети выдерживают такие нагрузки? Почему они не становятся для них мучительными и рутинными?
 

Во-первых, преподаватели в ЛНМО учат системно, преодолевая пробелы в знаниях, поэтому школьники быстро идут вперед и получают удовольствие от учебы.

Во-вторых, когда 13-14-летним ребятам говорят, что они уже в 17 лет могут напечатать научную статью, выступить на международном уровне, получить призы, им становится понятно, зачем учиться. Зримая и притягательная цель — не оценка на экзамене, а возможность что-то создать - является мощным стимулом.

А еще со школьниками одновременно работают яркие профессионалы своего дела и совсем молодые преподаватели — успешные ученые, программисты. Они читают спецкурсы, проводят научные семинары, работают в Летней математической школе. Дети видят, что, оказывается, в 18 лет можно преподавать сложные математические дисциплины, получать гранты, вести семинары в научных лабораториях в присутствии маститых ученых.

Итак, школьники в ЛНМО много трудятся, а привычка к труду позволяет горы сворачивать. Из 22 молодых талантливых ученых, получивших престижную Рохлинскую премию, 11 — наши выпускники, которым 18- 27 лет!

2. Негосударственная школа «Эпишкола».

До 9 класса в школе ученики не получают отметок, но у них есть зачетные тетради, в которых учителя фиксируют их успехи. Раз в полгода проводится магистрат, на котором отмечают тех ребят, которым удалось в данном полугодии стать лучше, чем они были. Все это позволяет сравнивать ученика с самим собой, а не с другими.

Вместо специализированных классов здесь разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика. У каждого ребенка есть свой индивидуальный куратор,

Два раза в год вся школа отправляется на выезд, и на базах отдыха Ленинградской области продолжаетcя изучение школьных предметов, но уже не в форме уроков, а в форме самостоятельных исследований, игр. Также занятия проходят на улицах города, в любой его обучающей среде.

Михаил Эпштейн, директор «Эпишколы»:
 

Важно, чтобы подросток чувствовал, что то, чем он занимается, кому-то нужно, что это настоящее ДЕЛО, за которое он отвечает (в 8 классе поверить, что подготовка к ЕГЭ это настоящее дело – весьма сложно).

Как добиться этого «совмещения» дела и обучения?

Ну вот, скажем, мы в одном из наших проектов проводим летнюю школу, основным стержнем которой является решение старшеклассниками кейсов реальных высокотехнологичных предприятий (в кейсах – реальные ситуации, и правда требующие решения, и у «взрослых» пока не получается их найти). Вот это – драйв! Пусть на короткое время стать «сотрудником» реальной фирмы. Взаимодействовать с ее специалистами, докладывать решение генеральному директору (настоящему!).

«Хитрость» в том, что для того, чтобы этот кейс решить, нужно «поднять» весьма приличный объем знаний – по физике, математике, химии, экономике и пр.
Сегодня многие задаются вопросом: в чем секрет формирования успешной, адаптированной к современным реалиям личности? Мы в школе уделяем много внимания выполнению ребятами собственных проектов. Перед ребятами ставятся непростые вопросы:

что я хочу делать? Что мне интересно? Какую проблему я могу (хочу) попробовать решить? как (чем) я могу помочь конкретным людям? как совершить путь от идеи до результата? как предъявить его (сделать понятным, видимым) другим людям?

... также мы пытаемся помочь ребятам научиться отвечать за свою учебу – взять на себя ответственность за свою жизнь (в частности, учебную), составить план работы, самому оценить свое продвижение.
 

У каждого ученика есть индивидуальный куратор. В его задачи входит помочь подросткам научиться управлять собой, стать свободными, в смысле умеющими самостоятельно определять свои цели и достигать их.

Мы договариваемся с учителями, что на каждом предмете важно помогать ребятам формировать у себя критическое мышление. Не в смысле критиковать все вокруг, а в смысле уметь в каждом явлении видеть его разные стороны, и это умение использовать для продуктивного, конструктивного разрешения имеющихся проблем.

3. Частная школа «Обучение в диалоге».

Занятия в школе длятся с 9.30 до 12.30 для всех классов, в школе существуют как очная, так и очно-заочная формы обучения, экстернат. Также школа работает по программе международного бакалавриата, позволяющей по его окончании поступать в любой вуз мира.

Основная образовательная методика школы – «Обучение в диалоге». Это постоянный диалог – с учителем, с другими учениками, причем диалог на учебные темы. Кроме того, в школе существуют специальные программы по развитию устной, письменной речи и ораторского мастерства.

Очно-заочная форма обучения позволяет ученикам не зависеть друг от друга и от учителя, двигаться в собственном темпе и по собственному учебному маршруту. Для каждого ученика составляется собственное, индивидуальное расписание. Ученик волен выбрать того педагога, с кем ему комфортно работать.

Школу не обязательно посещать каждый день: ученик может выбрать необходимое ему количество дней (от двух до шести). Количество дней зависит от различных факторов: например, от того, насколько подготовленным ученик пришел к нам в школу, какой объем материала он хочет изучить за год, а также от индивидуальных особенностей ребенка.

В школе вы не найдете привычных классов и перемен, здесь существует одна большая площадка, на которой работают одновременно 4-6 учителей-предметников и 20 - 30 детей разного возраста. Благодаря этому создается комфортная и рабочая атмосфера: ученик свободен в своих передвижениях, в выборе учителя и предмета, но при этом вокруг нет тех, кто бездельничает. Каждый решает собственные задачи, изучает собственную тему.

4. Гимназия №587 Фрунзенского района.

Особенностью гимназии является соединение гимназического и музыкального образования для учащихся 1–8 классов. Каждый ученик, по результатам отбора, может учиться играть на одном из музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон, духовые…) или заниматься в хоре. В гимназии существуют музыкальные ансамбли (аккордеонистов, скрипачей), вокальные ансамбли и даже оркестры (народных инструментов, духовой), есть свой театр.

5. Школа №185 Центрального района.

Школа №185 Центрального района - единственная в России с направленностью «Кино и театр». Во всех классах будут введены занятия, посвященные разным аспектам кино и театра.

Так, в начальной школе в рамках кружков предполагается освоение основ театральной
деятельности, хореографии, ритмики, элементов сценического движения и сценической речи. В основной школе (5-9 классы) вводятся «Основы театрального искусства и кинематографии», правда в качестве модуля в рамках уроков истории, литературы, обществознания и других предметов. В средней школе (10-11 классы) вводятся курсы по выбору, модули в общеобразовательные предметы, дополнительные кружки. Ребята будут и на практике, вне уроков воплощать различные творческие проекты, сотрудничать с театрами и киностудиями.

Юлия Гурьянова, директор школы №185:
 

- Современное развитие общества изменило отношение к образованию. Вместо «Образования на всю жизнь» появляется парадигма «Образование через всю жизнь».
Если мы готовим детей к жизни сегодня, завтра они могут потеряться в быстроменяющемся мире. Успешность ученика в его дальнейшей жизни зависит от того, как быстро он сможет реагировать на изменения, которые нам готовит будущее. Может измениться экономическая и политическая ситуация в мире и понадобятся новые умения, которые станут критерием успешности человека.

Самое главное, в чем должна помочь школа – в становлении ценностных ориентиров. Именно они помогут сохранить человечность в любых условиях жизни. А это возможно только в ходе приобщения к культурному наследию. И в этом наш город предоставляет уникальную возможность.

Первокурсники – о школе

«МР» попросил выпускников петербургских школ, сегодняшних студентов 1-2 курсов вузов города, рассказать, что им нравилось и не нравилось в школьном образовании:

Маргарита Сафонова, выпускница лицея №590 Красносельского района

- Самое прекрасное – это наши учителя. Болел? Приходи, пожалуйста, двери открыты! Прослушал что-то на уроке или просто не понял? Опять же, приходи! Все объяснят безвозмездно.

Минусы: весь 11 класс происходило натаскивание на тестовые задания, просто тренировка мозга на решение однотипных заданий. Литература, история, физика - все это летит под откос, ибо от тебя требуют погружения лишь в те предметы, которые ты намерен сдавать. 11 класс - время, когда ты хочешь как-то проявить себя, участвовать в интересных делах, конференциях, конкурсах, но у тебя нет для этого возможности.

Дарья Гернер, выпускница школы №1 Московского района

- У нас были потрясающие учителя, в частности преподаватели английского и русского языков, литературы, истории, которые смогли найти правильные методики подачи материала, подчеркнуть необходимость саморазвития, помочь найти свою дорогу в жизни.
На уроках литературы нам, как поколению, далекому от вдумчивого регулярного чтения классики, показывали фильмы «Тихий Дон», «Война и мир», после просмотра которых возникало желание прочитать саму книгу. А любовь к английскому языку была привита чтением Шекспира, Байрона, Бёрнса, Диккенса, Шарлотты Бронте и Агаты Кристи в оригинале и продолжительные дискуссии на изучаемом языке.

А вот негативные эмоции вызывали неправильно составленное расписание (например, когда несколько сложных предметов идут один за другим), осознание того, что определенные навыки никогда не пригодятся (я буду филологом, зачем мне математика).

Илья Мягков, выпускник лицея Невского района

- Очень нравилось преподавание многих учителей, использование новых технологий. Это настоящий прорыв: интерактивные доски, возможность использования планшетного типа устройств для чтения книг, возможность работы онлайн. Было много командной и самостоятельной работы. Наконец-то в нашей «кислой» программе обучения стало уделяться внимание развитию личностных качеств ребенка. В этом смысле в моей школе мне очень помогла экономика и школьная «учебная фирма». В ней я нашел как сторонников своей бизнес-позиции, так и полезные навыки, которые свойственны далеко не каждому человеку.

Но есть и то, что вызывало протест. Российскому образованию стоило бы поучиться у Запада, где дети заранее выбирают направление с определенной программой. Второй же минус - напряженная обстановка во время учебы, диктовка, то есть постоянная запись информации, нескончаемый монолог учителя, что, собственно, приводит ко сну во время занятий.

Артем Соя, выпускник школы №653 Калининского района

- Наша школа следовала прямым и неизменным стандартам образования. Но учиться было зачастую не интересно. Отчасти потому, что нужно было читать огромное количество не интересной (как нам казалось) литературы, отчасти потому, что было мало свободного времени.

Заинтересовать учащихся можно только научными встречами типа «Селигер», участием в олимпиадах (вузовских в том числе), различными проектами, интересными встречами.
Но, к сожалению, это сложно связать со стандартным планом образования, который несет часто лишнюю нагрузку. И когда человек принимает участие в научных встречах или олимпиадах, ему приходится сокращать нагрузку в школе. Результатом чего в основном является ухудшение его успеваемости.

Алексей Габерцеттель-Апостолов, выпускник школы №193 Центрального района

- Я окончил школу два года назад. Желание учиться не пропадало никогда. Не нравилось одно: споры учитель-ученик никогда не рассматривались администрацией. Ответ всегда был таков: учитель всегда прав. С другой стороны, инциденты, в которых приходилось участвовать мне, укрепили некоторые черты моего характера, например, настойчивость. И, безусловно, я получил там хорошую базу знаний.

Нынешние ученики говорят, что жизнь в школе бьет ключом, к детям прислушиваются, для них организовывается множество интересных мероприятий.

Татьяна Кулешова, выпускница школы №274 Кировского района

- Были интересны технические нововведения. Скажем, мы часто делали презентации, даже по геометрии, алгебре и химии. Подготовка презентации вносила творческую нотку в обучение, да и материал запоминать было проще. К тому же, наши преподаватели оценивали еще и оформление, стиль выступления. Так мы учились правильно преподносить материал и выступать на публике.

С классным руководителем мы часто ездили на экскурсии, а еще в школе начали проводить много праздников с участием старшеклассников, например, «День толерантности». Можно было приготовить свое выступление к конкурсу. Это сближало класс, руководителя и вообще было весело. Что не нравилось - постоянный контроль, дисциплина, сменная обувь. Хотя сейчас я понимаю, что ничего криминального в этом не было. Самое главное - школа научила меня думать.


 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 833

Все опросы…