Истории

В Петербурге покажут «Послание к человеку»

Арт-директор фестиваля Алексей Медведев рассказал «МР», как выбираются фильмы для фестиваля «Послание к человеку», и в чем секрет успеха датской документалистики.

Более 300 фильмов покажут на кинофестивале «Послание к человеку», который пройдет с 21 по 27 сентября. Здесь не только документалистика, но и игровые премьеры, короткометражки, экспериментальные ленты. Кинозрителей ждут и встречи с известными режиссерами (в том числе - с Абделатифом Кешишем, автором «Жизни Адель»).

Увидеть картины фестиваля можно с 20 по 27 сентября в кинотеатрах «Родина», «Великан», «Англетер», «Эрарта», «Порядок слов» и др. На многие мероприятия (в том числе, на мастер-классы, круглые столы и показы в "Порядке слов") вход бесплатный, в "Великане" билет стоит до 250 рублей.

Фото предоставлено пресс-службой МКФ «Послание к человеку».

Арт-директор фестиваля Алексей Медведев рассказал «МР», как выбираются фильмы для фестиваля, и в чем секрет успеха датской документалистики:

- Сохраняет ли фестиваль свою первоначальную ориентацию на документалистику?

- То, что мы расширяем грани за счет игрового кино, не означает, что мы отказываемся от основного стержня конкурса: это по-прежнему 8-10 документальных фильмов. Короткометражки, среднеметражки - дополнительные фрагменты, формирующие общий узор фестиваля. Плюс, те игровые фильмы, которые мы показываем - они не случайны. Мы показываем такое игровое кино, на которое большое влияние оказало документальное: подход к реальности, использование фактур, автобиографические мотивы, метод работы камеры, способ воссоздания реальности на экране… Эти фильмы являются игровыми, но близки к опыту документального кино.

- Какие из фильмов нынешней программы показательны в этом смысле?

- Допустим, фильм «Племя» украинского кинематографиста Мирослава Слабошпицкого, который недавно победил на неделе критики в Каннах. Это одна из самых ярких наших премьер. Действие этого фильма - триллера, драмы - происходит среди слабослышащих, глухих людей. И их играют глухонемые актеры. Дистанция между актером и его героем сильно сокращается: люди играют свой опыт существования в этой вселенной, лишенной звуков и человеческой речи.

Другой пример - фильм Аличе Рорвакер «Чудеса», который только что получил спецприз жюри в Каннах. Тут - другой вид документализма в игровом кино. Здесь режиссер использует небрежное движение камеры, съемки с рук, документальные фактуры. К тому же, фильм построен на автобиографических мотивах и снят в местах, где режиссер родилась и выросла. Все это приводит к эффекту повышенной подлинности, к ассоциациям с конкретной реальностью.

- Киноязык, близкий к документальному - одна из тенденций современного кино?

- Собственно говоря, эти тенденции киноведы выделяли еще на самой заре становления кино. Говорили, что есть линия Люмьеров (которые снимали прибытие поезда и выход рабочих с фабрики) и есть линия Мельеса, который создавал волшебные спецэффекты. Иногда одна из этих линий преобладает, но в этом - одно из движущих противоречий кинематографа. Кино как маятник, который качается из стороны в сторону.

- Сегодня возникает больше возможностей для независимого кино?

- Что касается распространения дешевых камер, возможностей повесить свой фильм на Youtube и собрать там массу просмотров, не выпуская его в коммерческий прокат, - конечно, это революция, которая стремительно происходит на наших глазах. Но, правда, если все станут творцами, очень трудно будет определить, кто из них лучший. Понятно, что иерархии никуда не уйдут. А фестиваль - один из способов выделить из потока те фильмы, которые звучат именно сегодня особенно достойно, интересно.

- Должен ли в Петербурге появится кинотеатр, специализирующийся на документальном кино?

- Наша публика не привыкла, что документальное кино может выходить в прокат и показываться в кинотеатрах. Но пример других стран показывает, что есть документальные фильмы, которые собирают в прокате миллионы и даже десятки миллионов долларов. (У нас в программе будет один такой фильм, который можно обозначить как документальный блокбастер, это фильм «Счастье» французского режиссера Тома Бальмеса. Потрясающая история про мальчка из Бутана, который становится монахом в тот момент, когда в это изолированное королевство, с опозданием на десятки лет, приходят интернет и телевидение). Есть примеры успешного проката, но эту индустрию нужно создавать руками энтузиастов при государственной поддержке. Если не показать людям, что это интересно, а просто так открыть центр документального кино в Петербурге - туда придет два человека. Такая же система, как в маркетинге любого товара.

- В какой стране сейчас наиболее активно и интересно развивается кинематограф?

- У нас есть специальная программа, которая называется Global.Doc и она посвящена датскому кино. Датские документальные режиссеры в последнее время заняли одну из ведущих позиций. В прошлом году несколько призов на нашем фестивале получил датский фильм «Акт убийства» режиссера Джошуа Оппенгеймера, сейчас продолжение этого фильма – «Взгляд тишины» - получил приз на фестивале в Венеции. Мы показываем фильмы «Посол» Мадса Брюггера, «Бирманский VJ» Андерса Эстергорданоминированный на «Оскар», совсем новые документальные работы. Один из секретов ведущего положения датской документалистики можно вычислить, даже не посмотрев эти фильмы: действие их происходит в Бирме, в Китае, в Иране, в Африке. Режиссеры - люди, которые с портативными камерами бесстрашно отправляются в самые удаленные уголки мира, снимают там безумно интересные документальные исследования, человеческие истории, портреты необычных людей. Из этого разнообразия, в том числе географического, рождается то, что можно назвать феноменом современной датской документалистики.

share
print