Истории

Петербуржцы неохотно платят по кредитам

Жители Петербурга живут все хуже, все чаще обращаются в кредитные организации и все реже отдают долги, свидетельствует статистика.

На приближение кризиса указывает инфляция и снижение покупательной способности населения. По данным ГУП «СПб Информационно-аналитический центр», в прошлом году средний петербуржец мог купить на свою зарплату на 10% больше молока и на 32% больше картофеля. Горожане стали больше откладывать на черный день, инвестируя в валюту, вклады и ценные бумаги.

Аналитики Смольного фиксируют: с января 2013 года по июнь 2014 просроченная задолженность по кредитам, выданным физическим лицам в Петербурге, выросла на 72,2% и продолжает расти. Июльская статистика Центробанка (последняя опубликованная): физлица должны зарегистрированным в городе на Неве банкам и филиалам кредитных организаций 26,7 миллиардов рублей. В первые месяцы прошлого года этот показатель не превышал 15 миллиардов.

– Люди набрали кредитов до того, как в экономике усилились проблемы, и теперь из-за сокращения роста доходов и инфляции не могут с ними расплатиться, – говорит профессор Европейского университета в Петербурге Дмитрий Травин.

Выручать банки придется государству. Вряд ли недобросовестные заемщики одумаются, серьезно воспримут угрозы коллекторов и посветят себя возврату долгов.

Физлица должны зарегистрированным в городе на Неве банкам и филиалам кредитных организаций 26,7 миллиардов рублей. В первые месяцы прошлого года этот показатель не превышал 15 миллиардов.

– Допустим, Иванов положил деньги в банк, а Петров с этих денег получил потребительский кредит, – продолжает экономист. – Если Петров не расплатился по кредиту, проблемы возникнут у Иванова. Он, конечно, получит свои деньги, но за счет системы страхования. Государство не может сказать вкладчикам: извините, раз накрылось 50 банков, страхование депозитов аннулируется. – Поэтому государству придется помогать банкам. В кризис 2008 года крупным кредитным организациям типа ВТБ говорили: возьмите на себя проблемы мелких банков, которые вам должны. Другой способ: кредитовать банки средствами Центробанка. Третий: начать печатать деньги, чтобы поддержать банковскую систему в целом. Что решит государство, сказать трудно, но любой из этих методов плох.

Страхованию в России подлежат вклады физических лиц, а с 1 января 2014 года – еще и индивидуальных предпринимателей. Под защитой находятся 100% суммы вклада, но не более 700 тысяч рублей.

– Большая часть кредитных портфелей держится на перекредитовании: заемщики берут второй кредит, чтобы погасить первый и так далее, – отмечает директор Института Хайека Павел Усанов. – Сейчас наши банки начинают увеличивать процентные ставки по депозитам. Это неизбежно повлечет рост процентов по кредитам. А для заемщиков – все большую нагрузку по платежам. Эти проблемы будут усугубляться.

Подушки безопасности может не хватить, но только в том случае, если цены на нефть упадут до 40 долларов

Все последние годы было легко взять кредит из-за политики Центробанка: денежная масса росла, и в целом считалось, что кредит является источником развития экономики и должен быть смягчен.

– До кризиса 2008 года была такая же ситуация: выросли кредитные портфели у банков, люди набрали долгов и считали, что все проблемы решатся за счет дальнейшего роста доходов... Это классический механизм кредитной экспансии. Если сразу несколько системных банков разорятся, может не хватить денег на выплаты вкладчикам, деньги будут выплачены из бюджета, а он тоже не резиновый: пенсионные накопления уже направляются в бюджет, золотовалютные резервы последние годы сокращали под предлогом того, что нужно стимулировать экономику. Подушки безопасности может не хватить, но только в том случае, если цены на нефть упадут до 40 долларов, – заключает Павел Усанов.

Цена на нефть марки Brent сейчас составляет 88,3 доллара.

share
print