Истории

Рем Колхас: «В спальных районах есть своя красота»

Всемирно известный голландский архитектор Рем Колхас готов поспорить с теми, кто называет Эрмитаж традиционным музеем, и считает работу на окраинах особенно вдохновляющей

Уже в декабре петербуржцы и туристы смогут пройти дворами Малого Эрмитажа с Дворцовой площади прямо к Неве, а в помещениях бывших конюшен откроется новое музейное пространство. Еще через некоторое время рядом с эрмитажным центром на «Старой Деревне» вырастет стеклянный куб - Открытая библиотека Эрмитажа.
Автор этих проектов, а также консультант по реконструкции и развитию Главного штаба — всемирно известный голландский архитектор Рем Колхас. Он готов поспорить с теми, кто называет Эрмитаж традиционным музеем, и считает работу на окраинах особенно вдохновляющей.

О своей работе в России

«Я не архитектор, который работает на заказчика. В работе над пространством Главного штаба я вообще не выступал и не выступаю как "строитель" — скорее, как мыслитель, как источник идей. Иногда — как источник плохих идей. Важно то, что мы с Михаилом Пиотровским ведем диалог, дискуссию. Я по опыту знаю: чтобы родилась хорошая идея, нужно разработать много разных предложений. Сегодня в Главном штабе мы можем видеть некий результат нашей совместной работы.

Комплекс на

Комплекс на "Старой деревне"

Мы с Михаилом Пиотровским ставим одни и те же вопросы: влияние музея на жизнь, трансформация музея во времени. Вопросы одни, а подходы у нас разные, и мне очень интересен подход директора Эрмитажа как историка, искусствоведа.

Михаил Пиотровский спрашивал меня: в чем трудности работы в России? Никаких особых трудностей здесь я не встретил. Скажу так: в России всегда очень трудно что-либо начинать, но ближе к финалу все срастается удивительным образом».

Об узнавании Эрмитажа

«Эрмитаж помог мне осознать себя европейцем. Он увлек меня с первого же посещения - не как некое пространство, которое нуждается в переменах, а сам по себе - такой, какой он есть сейчас. При этом здесь действительно есть большие пространства, которые используются недостаточно эффективно.

Что поражает меня — это сложность Эрмитажа как музея. Если можно назвать главную тенденцию современной европейской культуры — это стремление уйти от сложности. Эрмитаж не уходит от собственной сложности, и я бы никогда не назвал его «традиционным музеем». Сочетание исторических зданий, интерьеров, искусства, города — Эрмитаж гораздо более странный, чем какой-нибудь "традиционный музей". И эту странность нужно эффективно использовать, Эрмитаж - идеальный контекст для экспертных вторжений, для новых комбинаций».

Если можно назвать главную тенденцию современной европейской культуры — это стремление уйти от сложности. Эрмитаж не уходит от собственной сложности, и я бы никогда не назвал его «традиционным музеем».

О точечном посещении

«Моей задачей стало разработать концепцию, при которой Эрмитаж станет более открытым в плане статуса каждого музейного компонента. Огромная часть посетителей приходит в Эрмитаж на час и двигается по "обзорному" маршруту, останавливаясь лишь у нескольких объектов, пропуская все остальное. Я поставил вопрос, можно ли разбить поток на части, сделать посещение более точечным, столкнуть человека с большим количеством неожиданностей. Кроме основных пунктов обзорного тура, нужно обращать внимание посетителя на менее уникальные, утилитарные предметы, которыми полон музей. Таким образом, удастся донести до людей ценное сочетание искусства и свидетельств обычной жизни».

Открытая библиотека

Открытая библиотека

О Кунстхалле в Малом Эрмитаже

«При реконструкции Малого Эрмитажа я думал о том, что это были конюшни, а не парадные залы. И долгое время эти помещения были вообще недоступны. Кунстхалле — это пространство для привозных выставок. Оно станет автономным элементом в комплексе Эрмитажа. Здесь мы пытаемся реализовать программу точечного посещения, соединения рядом шедевров и рядовых предметов. Открытие Кунстхалле будет посвящено истории эрмитажных выставок: опыту выставочных практик. Здесь разместится коллекция исторических витрин Эрмитажа, начиная от работ Генриха Гамбса до современных. Сложно найти другой музей, который смог бы собрать такую коллекцию - у Эрмитажа этот опыт есть. На сводчатых потолках мы местами оставили кладку красного кирпича: напоминание о прошлом здания. Кроме того, на потолке будут сохранены следы от взрыва снаряда во время войны».

Об «Эрмитаж-сити»

«Основное здание фондохранилища, соединенное с уже готовым корпусом (на Заусадебной ул., 27 - "МР"), образует комплекс, который можно будет назвать Эрмитаж-сити. Это наша попытка новой интерпретации Эрмитажа. Здесь нам не нужна традиционная архитектура, как и какие-то исключительные формы. Прозрачные кубы - это своеобразные контейнеры для хранения ценного и интересного содержимого.

Шуваловский проезд

Шуваловский проезд

Простая форма и прозрачность позволят сосредоточиться на организации пространства внутри: коллекции - костюмов, оружия - книги, взаимодействие посетителей и экспонатов. "Открытая библиотека" вдали от центра города (в новый корпус перевезут около миллиона эрмитажных книг - "МР") - своего рода вызов для развития архитектурной и интеллектуальной среды окраин. Для меня это одна из самых интересных задач. Дело в том, что я не типичный архитектор. Я писал о том, что необходимо стараться видеть не только общепризнанную красоту, красоту исторического центра. Мне удается увидеть красоту во всем, в том числе в спальных районах. И там особенно интересно работать - отчасти потому, что ожидания людей от результата не столь высоки, что дает возможность сконцентрироваться на процессе размышления и создания».

share
print