Истории

Новая музыка со всего мира звучит на фестивале «Звуковые пути»

С 16 по 22 ноября в Петербурге играют авангардную музыку

 С 16 по 22 ноября в Петербурге проходит 26-й международный фестиваль новой музыки «Звуковые пути». Прозвучат сочинения современных композиторов из России, Бельгии, Венгрии, Германии, Дании, Израиля, Ирана, Испании, Кореи, Польши, Франции, Украины и США. 

Один из специальных проектов фестиваля — фортепианный концерт «Приношение Рихарду Штраусу» (18 ноября). Программу музыки молодых композиторов исполнит «МОЛот-ансамбль». Фестиваль завершится многочасовым и разнообразным по программе концертом-марафоном (22 ноября с 15 до 23 часов в Доме композиторов). Когда-то эта форма была введена в музыкальную практику в Петербурге именно на фестивале «Звуковые пути». Концерты пройдут в Малом зале филармонии (билеты в кассах и на сайте по доступной цене), а также в зале Дома композиторов и в Фонде Михаила Шемякина (вход бесплатный).


Фото предоставлено пресс-службой Филармонии.

Александр Радвилович, художественный руководитель фестиваля — о том, чем новая музыка отличается от современной и почему сегодня особенно актуально вспомнить слова Рихарда Штрауса.

О новой музыке

Новая музыка — это очень интересное явление, но, к сожалению, не всем понятное. Новая музыка — более точное понятие, чем «современная музыка». Ведь и сегодня есть композиторы, которые пишут в весьма консервативной манере. А новая музыка должна нести в себе новизну, свежесть. И мы стараемся донести эти свежие идеи до петербургского слушателя.
Самая главная наша задача — пробудить в людях любознательность. Не нужно бояться стереотипов, что авангард — обязательно жесткий, неблагозвучный, сложный… В новой музыке есть красота, есть необычное звучание, и новые примеры звукоизвлечения, другие инструменты. Время идет вперед, поэтому появляются новые звуки, которые иногда звучат непривычно. Вообще-то, мы все без исключения любим слушать то, что мы уже знаем. Но есть и те, кто стремится узнать что-то новое, и приятно, когда таких слушателей становится все больше.

О музыкальной панораме

Задача фестиваля «Звуковые пути» — представить как можно шире международную панораму современной музыки, создать некий сгусток художественной информации, увидеть отражение сегодняшнего дня в новой музыке. Я очень рад, что к нам приезжает множество гастролеров: это английский ансамбль Melos Sinfonia, датское трио Alpha, французский ансамбль Accroche note, итальянский дуэт Джанкарло Скьяффини и Джузеппе Джулиано. Их выступления обозначены в программе как Уроки датского, французского, итальянского. А блок молодежного «МОЛот-ансамбля», который представит музыку молодых композиторов России, назван «На уроке русского»: ведь не только язык, но и разница поколений бывает причиной непонимания. 

Об искусстве вне политики

100 лет назад (а это был 1914-й, шла Первая мировая война) в «Русской музыкальной газете» были опубликованы слова Рихарда Штрауса: «Воюют государства, а наука и искусство должны стоять вне политики, вне войны, и нам, представителям искусства, не следует становиться посмешищем всего мира. …От имени немецких композиторов и вообще музыкантов я громогласно заявляю, что мы против бойкота и ваш бойкот порицаем». В этом, 2014-м, году великому немцу исполнилось 150 лет. Посвящением ему стал специальный проект фестиваля «Приношение Рихарду Штраусу» (концерт пройдет в Фонде Шемякина 18 ноября). Туда я особо приглашаю, так как там произойдет соединение музыки и живописи. Гость получит впечатление не только от звука, но и от визуального ряда. Там прозвучит сложнейшая фортепианная музыка. Петербургские пианисты показывают, что ее можно играть столь же поэтично и легко, как музыку Шопена или Рихтера.
На фестивале очень много премьер, из 69 произведений 19 написаны специально для фестиваля (и наши, и зарубежные композиторы) - это мировые премьеры, и 20 российских премьер.
 

share
print