Истории

XXV фестиваль финского кино открывается 21 ноября

Директор фестиваля, кинокритик Алексей Дунаевский рассказал «МР» о том, что объединяет петербуржцев и финнов кроме географии.

Фестиваль кино Финляндии пройдет с 21 по 28 ноября в кинотеатрах «Аврора», «Великан парк», «Родина». Стоимость билетов — около 150 рублей. На неделе финского кино в Петербурге — новые фильмы и ретроспектива лучших картин Финляндии за последние 25 лет.

Директор фестиваля, кинокритик Алексей Дунаевский рассказал «МР» о том, что объединяет петербуржцев и финнов кроме географии.

Почему для открытия выбран фильм «Огни городской окраины»?

Мы показываем это кино в честь Аки Каурисмяки. Этот режиссер неоднократно приезжал на наш фестиваль, и мы решили, что было бы правильно открыть юбилейный фестиваль одной из его известных картин. Почему именно «Огни городской окраины»? Дело в том, что одной из творческих муз Аки Каурисмяки является наша подруга, наш партнер — актриса Кирси Тюккюляйнен. В фильме «Огни городской окраины» главную роль играет ее дочь. Таким образом, мы отдаем дань одновременно и Аки Каурисмяки, и Кирси. Сама она тоже снималась в его картинах, но давно. А мы все-таки решили показать один из самых последних фильмов.

Возникнет ли у зрителей ассоциация с нашим городом?

Думаю, что образ Хельсинки в фильме «Огни городской окраины» вызывает ассоциации с любым предместьем, не только петербуржским. Это универсальный образ предместья, где живут люди трудной судьбы. Но так как в фильме звучит имя Максима Горького, ассоциация с нашими окраинами возникнет обязательно.

Фото: кадр из фильма «Огни городской окраины», kinopoisk.ru

Есть ли что-то общее в менталитете петербуржцев и финнов?

Я бы не стал говорить об «общем», но какие-то объединяющие элементы, безусловно, есть. Петербуржцы же не только географически близки к Финляндии, но, если хотите, и природным образом. Мы ведь гораздо холоднее, чем москвичи. Когда мы находимся наедине сами с собой, мы очень похожи на финнов. Когда мы встречаемся друг с другом, мы, конечно, немножко энергичнее себя ведем, но когда нас посещает грусть, ощущение одиночества и неуспеха — это очень созвучно интонациям финского кино. Хотя я принципиальный противник того, чтобы считать финнов какими-то медленными людьми. Я все время вращаюсь в киносреде Финляндии и могу сказать, что она ничем не отличается от французской или американской. Никаких людей, медленно принимающих решения, я там отродясь не видел. А вот на экране, среди героев — видел, есть такой типаж.

Какова сегодня главная тенденция финского кино?

Когда мы начинали фестиваль, Европе и Америке были известны, наверное, только два режиссера из Финляндии: это браться Каурисмяки. Но за прошедшие 25 лет ситуация изменилась кардинально. Сегодня многие режиссеры широко известны. Ялмари Хеландер работает в США и недавно снял картину с Сэмюэлем Л. Джексоном в главной роли (ее мы покажем на следующий год). Такие режиссеры, как Аку Лоухимиес, Доме Карукоски на сегодняшний день являются фестивальными баловнями: их картины буквально нарасхват на всех крупных кинофестивалях, они — лауреаты множества премий. Кроме того, внутри самой Финляндии есть много других знаменитых имен: король фильмов о провинции Маркку Пеленен, или король криминального кино Алекси Мякиля. В финское кино пришли новые короли и они совершили новый прорыв после братьев Каурисмяки, широко распахнули ворота в мир.

Кто из кинематографистов приедет в Петербург?

Обязательно приедет исполнитель главной роли в фильме «Патриот», мы посчитали, что актер в данном случае будет очень интересен зрителю. Также мы ожидаем режиссера картины «Нет уж, спасибо» Самули Валкама, но, возможно, его заменит продюсер.

Как выбирались фильмы для ретроспективы в «Родине»?

Это лучшие финские фильмы конца 90-х годов и начала 2000-х. Конечно, этими шестью фильмами не исчерпываются лучшие финские фильмы за последние 25 лет, и, возможно, на следующий год мы тоже проведем такой показ.

Это лучшие фильмы с точки зрения критиков или зрителей?

Только один из этих фильмов — «Король наручников» — получил самые высокие оценки критиков. Все остальные картины, в той или иной степени, имели успех именно у зрителей.


 

share
print