Истории

Игры и сны дадаистов показывают в Главном штабе

Коллекция искусства дадаистов и сюрреалистов из Музея Израиля впервые выставляется в Петербурге.

В Главном штабе от зала к залу — от «Фонтана» Марселя Дюшана до «Замка в Пиренеях» Рене Магритта — раскрывается история рождения и превращений дадаизма. Выставка как бы перекидывает мостик от «Манифесты 10», которая недавно завершилась в Эрмитаже, к «Манифесте-11». Она пройдет в Цюрихе: городе, где в начале ХХ века и зародилось радикальное движение дада. Выставка открыта с 19 ноября по 15 января 2015 года.

Джеймс Снайдер, директор Музея Израиля:

Дадаизм зародился среди хаоса и брожения Первой мировой войны в «Кабаре Вольтер» в Цюрихе — как антивоенное движение. Шедевры нашей коллекции — это авангард начала 20-х годов: Дюшан, Ман Рей, Миро, Магритт. Уникальна работа Миро 1927 года – «Испанская танцовщица»: здесь очевиден переход от реализма к абстракции, а в этом и заключается сюрреализм.

Рене Магритт. Замок в Пиренеях. Фото предоставлено Музеем Израиля.

Адина Камиен-Каждан, куратор выставки — о гранях дадаизма, раскрытых в экспозиции:

Величие в вопросах 

Марсель Дюшан стал величайшим творцом ХХ века не благодаря эстетической ценности его произведений, но благодаря тем вопросам, которые он ставил. Введя понятие реди-мейд (от англ. ready made - готовый), он спрашивает: что такое искусство? Поместив велосипедное колесо на кухонный стул, он заставляет задуматься — что такое творец? — и говорит о решающем значении выбора художника.

Игра со словом и с полом

В начале выставки вы видите зеленую оконную раму с тонированными стеклами (french window), которое названо художником «Свежей вдовой» (fresh widow), и работа подписана именем женского альтер-эго художника: Роз Селяви. В конце выставки вы увидите и саму Роз Селяви: на фотопортретах, сделанных Ман Реем, Дюшан позирует в образе Роз, она же –«Эрос Селяви».

Сочетание несочетаемого

Вырезки из газет, проездные билеты, бытовой мусор обогащают текстуру живописи, стирая границу между искусством и жизнью.

Случайность линий

Сюрреализм родился из дада в 1919 году в Париже. Сюрреалисты интересовались учением Фрейда и исследовали связь между визуальным и бессознательным. Андре Массон входил в транс и позволял руке свободно бродить по странице. Потом он корректировал линии, придавал им форму. Жоан Миро продолжает автоматическую традицию Массона, обогащая линии различными формами и цветами. «Испанская танцовщица» Миро состоит из символов: голова, мантия, линия платья, туфли на каблуках. Белое облако символизирует ее движение. Фантастическое животное внутри облака напоминает сардину (Миро был каталонцем, а сардина в то время была основным источником доходов для Каталонии).

Маар Дора. Портрет Нюш Элюар. Фото предоставлено Музеем Израиля.

Сны и желания

Магритт — как иллюзионист — показывает то, чего не существует. «Замок в Пиренеях» — это «воздушный замок», это мечта о чем-то неосуществимом (аналогичное выражение есть и в других языках).

Желание — это революционная сила для сюрреалистов. С одной стороны, женщиной восхищались, ее обожали как музу, но, с другой стороны, она постоянно подвергалась фрагментации, оскорблению, совращению. Здесь тоже есть игра слов: muse (муза — англ.) — abuse (надругательство — англ.).  

share
print