Истории

Как работают антиколлекторы

В Петербурге работают не только коллекторы, но и антиколлекторы — компании, которые оказывают помощь должникам в случае, если они больше не могут оплачивать свои кредиты.

Долговые истории

Работают антиколлекторы небезвозмездно: стоимость услуг таких контор, согласно прайсам на сайтах, варьируется в среднем от 3 до 30 тысяч рублей в месяц.

Кредиты на сумму 14 млн рублей с ежемесячной выплатой почти в 400 тысяч, невозможность их оплачивать и обращение в антиколлекторское агентство. Так выглядит окончание «долговой истории» семейной пары Оксаны и Сергея. К 2013 году их непродовольственный бизнес начал уходить «в минус», и они решили заняться продуктами, руководствуясь простой идеей: люди хотят есть всегда.

«Первую точку мы открыли в одном из новых районов, предварительно сделав в помещении ремонт, — рассказывает Оксана. — Но там было мало людей (даже сейчас заселенность дома, где мы располагались, 40 %): к нам приходило 50 человек в день, а чтобы «выйти в ноль» нужно было 80. Было принято решение открыть еще одну точку в другом месте, под нее мы взяли первый достойный кредит — 3 млн рублей. Во втором месте мы пробыли полгода, и за это время у нас не было ни одного «плюсового» месяца. А откуда идут деньги? Из того же кредита».

Нас за эту неделю измотали, из одного банка звонили по 40 раз в день со словами: «Почему не платите кредит, когда оплатите?»

Тогда предприниматели решили: хватит жилых кварталов, нужны проходные места. Они нашли помещение, на которое пошли новые кредиты (почти все были потребительские). На момент открытия третьей точки ежемесячный платеж Оксаны и Сергея составлял под 200 тысяч.

Две первые точки супруги закрыли, открыли еще две новые. «Надо было продать оборудование, отловить деньги и успокоиться, — говорит Оксана. — Беда в том, что никому это оборудование было не нужно: мы продали одну витрину в пять раз меньше той стоимости, за которую купили». Последний кредит банк семья взяла под 32 %, но он не помог. Они попытались взять еще один большой кредит, чтобы реанимировать бизнес, но им отказали. «К тому моменту мы не могли оплачивать кредит, — рассказывает Оксана. — Нас за эту неделю измотали, из одного банка звонили по 40 раз в день со словами: «Почему не платите кредит, когда оплатите?».

Угрозы жизни и здоровью

«Звонок. Поднимаешь трубку, — рассказывает Сергей. — «Здравствуйте, вы такой-то?» — «Да». — «У вас просрочка по кредиту семь дней. В чем причина не­оплаты?” Объясняешь: тяжелое положение, прекратился поток денег. “Я вас услышала. Спасибо, до свидания”. Через 10 минут второй звонок — точно такой же. “Здравствуйте. Вы такой-то? У вас просрочка семь дней. В чем причина неоплаты?” У меня был рекорд — 26 разговоров в день по одному банку. И сколько раз мы не взяли трубку… Но это было самое начало — потом начали звонить другие».

«Не скажу, что у Оксаны и Сергея — типичная ситуация, — говорит Александр Дрозд, юрист одной из антиколлекторских компаний. — Те, кто рассказывают свою историю — и, конечно, с болью в горле, — говорят про неотложные нужды: операция, похороны, лечение. Чаще всего люди, которые не могут расплатиться по кредиту — это те, кто брал кредиты в расчете на свои зарплаты, а они сократились.

Например, был случай: женщине задолжали 300‑тысячный агентский бонус. И в расчете на эту сумму, попав в сложную ситуацию, она взяла кредит в 30–40 тысяч, потом еще один. Бонус не платили, а сроки отдавать кредит подходили. Она взяла другой кредит, чтобы перекрыть эти, потом еще, чтобы перекрыть предыдущие. Получила кредитную карту и начала “играть в пасьянс”: отсюда сниму — положу сюда, чтобы был зафиксирован минимальный платеж в беспроцентный период. Таких “картежников” много встречается. Есть рекордс­менка, медсестра поликлиники: у нее 45 договоров, 25 из них — карты».

«Люди перестают платить кредит из-за того, что либо в их жизни произошли события, повлиявшие на платежеспособность, либо из-за того, что в результате перекредитования общий ежемесячный платеж стал очень велик (иногда больше ежемесячного дохода)», — добавляет генеральный директор еще одного антиколлекторского агентства Артем Егоров.

Александр Дрозд говорит, что как только человек перестает вносить оплату по своему кредиту, его начинает донимать служба взыскания банка либо банк привлекает для этого специа­лизированную организацию из тех, которые мы называем коллекторами. Среди методов, по словам специалистов, встречается и откровенное давление на должника.

Одна девушка ушла «в просрочку» (у нее три микрозайма и кредит в банке), кредиторы стали звонить, потом пришли, она не открыла дверь, и ей ее подожгли

«Наиболее излюбленным инструментом является телефон, — рассказывает Егоров. — За день заемщику и его окружению может поступить до двадцати звонков по одному кредиту. В телефонном разговоре в ход идут любые методы, в том числе угрозы жизни и здоровью. В последнее время появился новый метод давления “автопрозвон”: каждые пять минут на телефон поступает звонок и либо сбрасывается сразу, либо после минутного ожидания соединения. Некоторые коллекторы прибегают к незаконным методам воздействия: например, разрисовывают стены, заливают суперклей в замочные скважины, портят автомобиль».

«Одна девушка ушла «в просрочку» (у нее три микрозайма и кредит в банке), кредиторы стали звонить, потом пришли, она не открыла дверь, и ей ее подожгли», — рассказывает Александр Дрозд случай из практики.

Что делать заемщику?

 «Первое, что должен сделать заемщик — трезво взглянуть на свою ситуацию и провести беспристрастный финансовый анализ, — считает Артем Егоров. — Если анализ показал, что проб­лемы носят временный характер (3–6 месяцев), то самый лучший способ — связаться с банками, объяснить ситуацию и попросить у них кредитные каникулы. Это даст небольшую передышку, сохранит кредитную историю и хорошие отношения с банками.Также можно рассмот­реть вариант помощи со стороны родственников и друзей (например, родственник берет на себя выплату одного кредита на полгода, знакомый — другого на условиях «отдашь, когда сможешь», а заемщик оплачивает третий). Если финансовый анализ говорит “все крайне печально”, то лучше обращаться к специалистам».

За день заемщику и его окружению может поступить до двадцати звонков по одному кредиту. В телефонном разговоре в ход идут любые методы, в том числе угрозы жизни и здоровью. В последнее время появился новый метод давления «автопрозвон»: каждые пять минут на телефон поступает звонок и либо сбрасывается сразу, либо после минутного ожидания соединения

Помощь антиколлекторских агентств — юридичес­кая. Одна из основных услуг — помощь в расторжении кредитного договора. «Мы выставляем претензию в банк о расторжении кредитного договора, — говорит Дрозд. — Выводим дело в суд, который расторгает кредитный договор, при этом останавливая рост пеней и базовых процентов. Расторгать договоры банки могут и без суда, но, поскольку им это невыгодно, юридическая компания “вытаскивает” их в процесс».  Дальше, по словам юриста, взыскание долга идет через судебных приставов, исходя из реальных возможностей человека, причем если коллекторы требуют все и сразу, то судебный пристав может взять не больше 50 % зарплаты.«Если человека донимают коллекторы, то мы ему объясняем, что можно расторгнуть с банком договор в суде, а коллекторам сказать: “До свидания”. Но если коллекторы купили долг, им тоже можно указать на суд: сегодняшняя практика такова, что иски таких организаций суды не удовлетворяют, считая, что, когда человек брал кредит, имело значение, кто ему его дал. А давал его банк, контролируемый ЦБ, и, поскольку банковской лицензии у коллекторов нет, суд отказывает им в удовлетворении иска».

Руководитель одного из брокерских агентств Петербурга Дмитрий Абдуллаев говорит, что количество антиколлекторских агентств на рынке Петербурга увеличивается. Он не знает, какова их репутация среди потребителей, но его личное мнение: эти компании обещают клиентам намного больше, чем могут сделать.

«За 2011–13 годы к нам обратилось одно антиколлекторское агентство с предложением о сотрудничестве, — говорит он. — За 2014 год — сразу три агентства только в Петербурге. И все они были созданы в 2014 году — со слов их руководителей».

Вероятно, тенденция сохранится: по словам Абдуллаева, из числа их клиентов и по информации ЦБ и НБКИ, количество кредитов, по которым имеется просроченная задолженность, с каждым днем увеличивается.

Определение

Антиколлекторы — это так называемые кредитные юристы.

Потребность в их услугах может возникнуть не только у финансовых должников, но и у людей, имеющих любые кредитные долги.

Для ведения гражданских дел статус адвоката не нужен.

Данные агентства оказывают помощь и обеспечивают правовой защитой, могут способствовать решению проблем физических и юридических лиц, ставших должниками.

Какие услуги оказывают
анти­­коллекторы

Защита от коллекторских агентств и служб взыскания долгов

Защита от служб безопасности банка

Защита от уголовного преследования

Защита от внесудебного взыскания долгов

Консультация кредитных должников

Досудебная защита кредитных должников

Судебная защита кредитных должников

Послесудебная защита кредитных должников

Осторожно!

Специалисты говорят, что и на рынке антиколлекторов должникам могут попасться нерадивые компании.

«Они обещают решить вопросы с банками (полностью закрыть кредиты) за небольшую плату, — объясняет Егоров. — Я знаю две схемы: “Раздолжнитель” — клиенту предлагается за 20–40 % от суммы кредита, уплаченной мошенникам, закрыть кредит (якобы эти деньги вкладываются в сверхдоходные активы, целый год мошенническая компания вносит ежемесячные платежи по кредиту клиента и через год обещает полностью закрыть). На деле после двух-трех уплаченных платежей (со средств, которые внес клиент) компания исчезает с деньгами. Вторая схема предполагает использование векселей: они выдают вам вексель, которым вы якобы закроете свои кредиты, вы платите им по векселю ежемесячный платеж в два-три раза меньше, чем платеж в банк. Вот только банки не горят желанием принимать векселя от такого сомнительного рода компаний».

«Ко мне приходила женщина, которой в таком антиколлекторском агентстве сказали: вы платите процент, а мы берем на себя все заботы по обслуживанию кредита, — рассказывает Александр Дрозд. — Она опять же заняла деньги, заплатила этим ребятам, через пару месяцев они то ли сказали ей самой внести платеж, то ли закрылись».

share
print