Истории

Жан Мари Бурсико: реклама отражает время лучше, чем кино

«МР» поговорил с создателем «Ночи пожирателей рекламы» о том, как изменились рекламные ролики, и что делать россиянам, чтобы пережить кризис.

В Петербурге 19 декабря в БКЗ «Октябрьский» в 21 раз пройдет фестиваль «Ночь пожирателей рекламы». Реклама в показах больше напоминает короткометражное кино, талантливое, захватывающее и уникальное. Создатель фестиваля, настоящий киноман Жан Мари Бурсико, начал с того, что собирал обрывки с ненужной рекламой и хранил их в обувных коробках под кроватью в своей комнате. Именно так начиналась коллекция, которая позже была названа Синематекой, признанной национальным достоянием Французской Республики. Сегодня коллекция мсье Бурсико насчитывает более полутора миллионов роликов из 120 стран мира. И каждый год рекламные агентства присылают коллекционеру не менее 25 тысяч новых клипов. С 1982 года «Ночь пожирателей рекламы» путешествует по всему миру. По собственному признанию, Бурсико отбирает видеоролики по единственному критерию: они должны тронуть его душу. 

- Сильно ли изменились рекламные ролики за последние 15 лет?

- Глобализация почти стерла границы. Реклама стала гораздо короче, так как время на телевидении дорого стоит. Я выбираю те ролики, которые длятся дольше. Наша ночь транслируется на весь мир, и реклама должна быть понятна всем и везде. Что касается российской рекламы, то с появлением интернета и технологий различий стало гораздо меньше. Ролики похожи, а вот в 60-70-е разница была. Сейчас по качеству российская реклама почти не уступает западной, правда, у вас больше свободы творчества. Есть, конечно, отличия в роликах для региональных продуктов, например, запомнилась реклама колбасы из Калининграда. Вообще реклама - это такой яркий документ времени, который очень тонко передает события и явления, иногда гораздо тоньше, чем кино.

- Будет ли что-то уникальное в нынешнем показе?

- У нас каждый раз в программе появляется что-то новое. На этот раз будут анимационные ролики, реклама службы безопасности в Мельбурне. Раньше анимация в рекламе была особенно популярна, особенно в 50-60-е. Мой любимый ролик - реклама «Кока-колы» Уолтера Ланца 1948 года. Я думаю, это один из шедевров. Каждая ночь рекламы - это репортаж о том, что я люблю, все ролики подбираются с точки зрения того, что они трогают мое сердце. 

- Не хотели бы в дальнейшем организовать свой кинофестиваль?

- Зачем? Ведь это уже существует. А то, что я делаю - уникально. Я пытался сделать что-то интересное и уникальное в этой сфере, потому что рекламные ролики – это моя страсть. Полнометражное кино я очень люблю, но таких фестивалей полно.

фото: организаторы фестиваля

- Реклама обычно строится на игре с первобытными человеческими инстинктами – страхе, сексе. Раньше в рекламе доминировали женские образы, сейчас что-то изменилось?

- Действительно, раньше было гораздо больше женщин в рекламе. Сейчас, чтобы продавать продукцию, которая не имеет конкретного отношения к женщинам, используют образы и мужчин, и женщин. В равной степени.

- Есть какое-то видео, которое вас задело или затронуло настолько, что вы помните его до сих пор?

- Да, один рекламный фильм тронул меня. Он был в программе 6-7 лет назад. Там два мальчика лет 7-8 говорят о своих отцах. Один объяснял другому, что чувствуешь, когда влюблен. Старший рассказывает: влюблен - это когда сердце стучит быстро, пульс и дыхание учащаются, потеешь. И тогда второй говорит - наверное, мой отец влюбился. А его отец умер на самом деле. Реклама была о медицинских приборах одной известной фирмы. Как-то легко сказано о серьезном.

- Что вы посоветуете россиянам во время кризиса?

- Надо развлекаться, тратить деньги. Кризис ведь не только в России, а во всем мире. Не понимаю, почему мы оказались в такой ситуации. Это проблема всего мира, и она кажется парадоксальной, ведь денег в мире достаточно. Нужно менять отношение к жизни, мироощущение. Я больше не понимаю большинство людей, их политику. Это сложно объяснить – этому, вероятно, учат в коммерческих школах и вузах сегодня, и это ведет к бардаку, который происходит.

share
print