Общество

Близорукость от недальновидности

15 декабря 2014 11:51 Татьяна Морозова
версия для печати
Почему чиновники не хотят внедрять в школы Петербурга эффективную методику для улучшения зрения?
Близорукость от недальновидности Фото: flickr.com

По данным исследований отечественных офтальмологов, за последние 20 лет количество детей с нарушениями зрения увеличилось в пять раз. Обследования ряда школ Петербурга показали,что начальная стадия близорукости наблюдается у 60-70% учеников старших классов. Самые распространенные проблемы со здоровьем у современных школьников – нарушения осанки и ложная близорукость (или спазм аккомодации), которая приводит к миопии. Последние исследования в области офтальмологии говорят о том, что эти заболевания тесно связаны: если у ребенка нарушена осанка, то у него, скорее всего, есть и проблемы со зрением и наоборот. Способствует прогрессу этих изменений долгое пребывание в позе сидя.

«Мы установили, что чем выше уровень школы или гимназии, лицея, тем больше среди старшеклассников ребят с ослабленным зрением», - говорит Геннадий Смирнов, доцент кафедры спортивной медицины и технологий здоровья Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта.

Здоровье – в жертву уму?

Одна из главных причин этой беды является недостаточность общей и специально развивающей двигательной активности ребенка. Физиологическая потребность ребенка для нормального роста и развития – 17-22 тысячи движений в сутки. Большинство городских детей реализуют эту норму только на 60-70% -  6-7 уроков в школе, домашние задания, компьютерные игры и общение в социальных сетях оставляют на подвижные игры или прогулки минимум времени. Подростки и вовсе подчас лишены возможности лишний раз подвигаться вволю.

Физиологическая потребность ребенка для нормального роста и развития – 17-22 тысячи движений в сутки. Большинство городских детей реализуют эту норму только на 60-70%

«Физическая активность особенно важна в период начальной школы. В эти годы глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке. А вместо этого ребенок вынужден в два раза снизить свою активность из-за школьного режима. Статические нагрузки сказываются не только на скелетной мускулатуре, но и на мышцах глаз, вызывая спазм аккомодации и развитие близорукости», - говорит Геннадий Смирнов.

У глаз тоже есть мышцы

Если посмотреть более глубоко на процесс ухудшения зрения, то происходит это так: при чтении книг, концентрации внимания на школьной доске, при сидении за компьютером глаз делает частые движения с малой амплитудой. Они вызывают быстрое утомление глазных мышц, а отсутствие своевременного отдыха приводит к их перенапряжению и, как следствие, нарушается аккомодация – процесс изменения фокусного расстояния. Участвующая в процессе аккомодации цилиарная мышца (как бы окольцовывающая хрусталик) должна быть чрезвычайно гибкой. Помимо цилиарной мышцы хрусталику помогают фокусировать изображение и глазодвигательные мышцы, они слегка «растягивают» и «сжимают» глазное яблоко, перемещая тем самым сетчатку.

По мнению многих офтальмологов и врачей ЛФК, специальные упражнения для глаз обязательно должны быть изучены еще в школе, современный человек, живущий в эпоху информации, просто не может обойтись без специальной заботы о зрении.

«Систематические, строго регламентированные занятия физическими упражнениями для мышц глаза, вестибулярного аппарата выполняют задачи восстановительной и корректирующей терапии», - отмечает Геннадий Смирнов.

Поэтому, по мнению многих офтальмологов и врачей ЛФК, специальные упражнения для глаз обязательно должны быть изучены еще в школе, современный человек, живущий в эпоху информации, просто не может обойтись без специальной заботы о зрении.


Разработка не интересна чиновникам

Еще в 1970-х годах профессор, заслуженный офтальмолог Арон Израилевич Дашевский разработал так называемый метод микрозатуманивания для снятия спазма аккомодации и восстановления зрения. Чтобы понять его суть, нужно отметить: глазодвигательные мышцы устроены таким образом, что сокращение или расслабление одной их пары непременно сказывается на тонусе других глазных мышц. Проще говоря, аккомодация и конвергенция – тесно связанные процессы, влияющие на остроту зрения человека.

При длительной зрительной работе вблизи постоянно напряжены глазные мышцы, обеспечивающие аккомодацию и конвергенцию (косые и прямые внутренние). По методу Дашевского, для их расслабления достаточно развести глаза в стороны. Но поскольку разведение глаз в стороны – это неестественный процесс, то его можно осуществить с помощью призм.

На основе метода Дашевского в Петербурге был создан простой и эффективный тренажер для снятия усталости с глаз – ФТО-1. Его разработчик - уже ушедший из жизни Николай Торопов, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Университета имени Лесгафта.

«Этот тренажер был запатентован и получил лицензию. Более десяти лет мы с Николаем Федоровичем бились над тем, чтобы он получил массовое распространение в школах. Но, увы, ничего не достигли», - рассказывает Геннадий Смирнов.

Прибор ФТО-01 прошел медицинские испытания в поликлинике военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, в клинике глазных болезней ВМА, на кафедре глазных болезней педиатрического факультета РГМУ (Москва), в офтальмологическом отделении Тушинской детской больницы (Москва). Повышение остроты зрения на 0,3 отмечалось у 84% обследуемых, повышение объема аккомодации в среднем на 1.4 диоптрии у 62% обследованных. Прибор был рекомендован к применению Минздравом РФ.

На основе метода Дашевского в Петербурге был создан простой и эффективный тренажер для снятия усталости с глаз – ФТО-1. Его разработчик - уже ушедший из жизни Николай Торопов, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Университета имени Лесгафта.

Однако Николай Торопов ушел из жизни, так и не увидев результата своего труда.

Геннадий говорит, что у него самого уже нет сил обивать пороги чиновничьих кабинетов и устало показывает на внушительную папку документов – переписки, заключения, решения.

Здесь и заключение 2007 года межведомственной комиссии об эффективности прибора и рекомендации о широком применении для массовой профилактики и лечения школьников, подписано главным офтальмологом Комитета по здравоохранению Ю.С. Астаховым, председателем научного медицинского общества офтальмологов В.В. Волковым и другими видными врачами города.

В феврале 2007 года было принято решение осуществить пилотный проект в одной из школ и 2-3 поликлиниках Адмиралтейского района, на что дал согласие Комитет по образованию.

«Но дальше были выборы, смена руководства, всем стало не до проекта», - вспоминает Геннадий.

Всего было изготовлено четыре прибора. Один был продан в другой регион, еще три используются для исследований в НИИ физической культуры.

«В изготовлении они не сложны, было бы желание у властей заняться проблемой», - говорит ученый.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 219

Все опросы…