Общество

Продукты кризиса: колбаса из сои и забродившие апельсины

2 апреля 2009 14:29
версия для печати
Не покупайте два некачественных товара по цене трех − в стремлении выжить магазины часто действуют на грани фола.

Оператор горячей линии общества защиты прав потребителей «Диалог» выслушивает очередную историю: петербурженка, купившая в супермаркете телячью колбасу, жалуется, что нарезанный дома продукт источает запах лекарств, а не мяса, и просит посоветовать, как вернуть за него деньги.

По словам Ольги Тихоновой, пресс-секретаря «Диалога», в последнее время наблюдается шквал обращений, которые касаются некачественных продуктов.

«Несколько раз в день нам звонят люди, чтобы узнать, что им делать с тухлой рыбой, яйцами, консервированной кукурузой с гусеницами, забродившими апельсинами, – говорит она. – Причем, речь не идет о каком-то конкретном магазине, сигналы поступают отовсюду».

Специалисты считают, что такая ситуация закономерна. Наталья Олиференко, руководитель генетической программы «Гринпис Россия», говорит, что качество продуктов напрямую зависит от экономической ситуации.

«Люди отказывают себе в дорогих товарах и замещают их более дешевыми, – продолжает она. – Торговые сети, чтобы сохранить спрос, заполняют полки товарами сомнительного качества, но привлекательными по цене».

Дешевая колбаса − практически постная

В охоту на потребителя включились и производители – им тоже нужно сбывать товар. Мясо в вареной колбасе замещают большим количеством сои. В фарш кладут свиную или говяжью кожу и хрящи. Макароны изготавливают из муки, которую производят из дешевых сортов пшеницы, с крахмалом. В сливочное масло добавляют растительные жиры. Подсолнечное масло разбавляют пальмовым или рапсовым.

По словам Натальи Олиференко, чтобы «прибавить» продукту вес, используют вещества, которые, впитывая воду, становятся желеобразными. Трат почти никаких – зато мяса в ветчину можно класть поменьше.

Количество Е-ингредиентов, которые используют, чтобы придать цвет, аромат и вкус продукту, загустить его, увеличивается. «Я не могу сказать, что эти заменители вредны для здоровья, – замечает эксперт. – Однако пищевая ценность продуктов заметно снижается».

Если качество продукта кажется покупателю подозрительным, стоит, по совету эксперта, не полениться и отнести его в бюджетную лабораторию на экспертизу.

«Будут обращения – будут проверки магазинов, административные дела против того или иного производителя, а возможно, и судебные разбирательства, – говорит она. − Давление со стороны покупателей и чиновников выдержит не каждый».

Употребить, не отходя от магазина

Некачественные продукты - не единственная тенденция сезона. Ольга Тихонова из «Диалога» советует покупателям осторожнее относиться к рекламным акциям магазинов.

Покупателям предлагают два товара по цене одного, скидку за покупки в счастливые часы и так далее. Как правило, снижают цены на те товары, срок годности которых подходит к концу: торговые сети стремятся реализовывать продукт, чтобы не выбрасывать его.

«Покупателям нужно смотреть на срок реализации товара», – говорит Ольга Тихонова. Причем, если на упаковке с молоком его можно увидеть, то с фасованным сыром и салатами дела обстоят хуже. Понять, что дата реализации прошла, практически невозможно.

Ценники: вероломны в своем непостоянстве

В супермаркетах признаются, что цены на продукты меняются ежедневно. В компьютерной базе магазина они отражаются сразу, а ценники на прилавках переписывают с опозданием.

Эксперты советуют покупателям пользоваться считывающими устройствами в торговых залах магазинов, определяя цену товара по штрих-коду, и не стесняться обращаться к продавцам за консультацией.

Спрос определяет, спрос определяют

По словам Олега Рыбакова, управляющего компании «Интерторг» (сеть продуктовых магазинов «7я»), спрос на дорогие продукты действительно упал. В сети не намерены от них отказываться полностью, но, ориентируясь на запросы покупателей, расширяют дешевый ассортимент товаров.

Есть свое объяснение у представителей торговли и возросшему количеству рекламных акций. По словам Светланы Афанасьевой, пресс-секретаря сети «Лента», их проводят на товары-«индикаторы», которые являются частью основной покупательской корзины, или на продукты, спрос на которые уменьшился, чтобы его стимулировать.

Что делать, если качество товара вас не устраивает

По словам Ольги Тихоновой из общества по защите прав потребителей «Диалог», покупателю должны вернуть за него деньги. Для этого необходимо обратиться к руководству магазина с заявлением. При себе нужно иметь чек и сам товар.

Телефоны горячих линий, где можно получить информацию о том, как поступать потребителю в той или иной ситуации:

  • 274-12-74, 274-12-37 – «Центр контроля качества» при комитете по экономическому развитию. В учреждении есть лаборатория, где проводят экспертизу продуктов;
  • 327-80-10, 716-96-31 – общество по защите прав потребителей «Диалог»;
  • 571-71-90 – Санкт-Петербургское общество защиты прав потребителей.

Традиционные уловки крупных магазинов:

  • Музыка – тихая и лиричная. Через 10 минут пребывания в магазине человек успокаивается, дыхание становится размеренным, как во время медитации. Это способствует неторопливому изучению прилавков.
  • Запах – в хлебобулочном отделе должно пахнуть свежей выпечкой, во фруктово-овощном – апельсином или огурцом, в отделе бытовой химии – цветочным ароматом. У покупателя такие запахи ассоциируются с качеством товара, магазины не экономят на ароматизаторах.
  • Ценники – ни в одном из них вы не найдете таких цифр, как 50, 100 или 500. Хоть на копейку, но обязательно меньше. Покупателю кажется, что с таким товаром он существенно экономит.
  • Расстояние между стеллажами не больше 2,5 метра. Едва две тележки могут разъехаться. Коробки на пути провоцируют пробку. Покупатели невольно заглядывают друг другу в корзины и думают о том, что эта вещь им тоже необходима.
  • Сопутствующие товары на полках – иногда на прилавках с чаем и кофе можно найти упаковку с печеньем или шоколадом. Намек понят − покупатель послушно идет в отдел со сластями.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 213

Все опросы…