Истории

Когда Россия выйдет из кризиса?

К чему готовиться в нынешнем политическом и экономическом климате, начинать ли свое дело, и что ждать от 2015 года, - об этом рассказали аналитики.

Эксперты в целом пессимистично смотрят в будущее: для выхода из кризиса России дают от двух до 15 лет. Петербуржцам советуют держаться за свои рабочие места, жить по средствам и не брать кредиты. Если власть не изменит свой политический курс, близка участь вернуться в СССР или стать второй Северной Кореей. Своими прогнозами эксперты поделились во время круглого стола в ИТАР-ТАСС.

Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития Дмитрий
Солонников: «Основной кризис начнется осенью 2015 года»

До лета 2015 года с благосостоянием ничего не произойдет. Уровень жизни будет падать. Основной кризис начнется в конце лета - начале осени 2015 года. Проблема в том, что нет яркой фигуры оппозиции, которая может противостоять нынешнему курсу. В Советском Союзе такой фигурой был Ельцин. В 93-м - Верховный совет с Хасбулатовым и Руцким. Медведев мог бы стать человеком, вокруг которого объединятся несогласные, но никто не даст ему уйти в эту нишу, именно поэтому он остается у руля в правительстве. Позитивных перспектив в экономике не будет, ни в Петербурге, ни в других городах.

Медведев мог бы стать фигурой, вокруг которой объединится оппозиция. Но никто не даст ему уйти в эту нишу, именно поэтому он остается у руля в правительстве.

Дмитрий Травин

Научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин: «Кризис затянется надолго»

Есть две новости о 2015 годе: хорошая и плохая. Плохая: что он будет хуже, чем 2014-й, хорошая – 2015-й будет лучше, чем 2016-й. Страна входит не в краткосрочный кризис на два года, а в долгосрочный кризис десятилетия. В нашей ситуации есть две составляющие падения - зависимость от нефти, что обусловило падение рубля, и безграмотное управление. Когда в 2013 году цены на нефть не падали, экономический рост был всего лишь 1,3%, это показывает, что российская экономика безобразно управляется даже при хорошем внешнем экономическом микроклимате. Бизнес как кошмарили, так и кошмарят. В 2015-м будет большое падение от половины процента до 8% ВВП.

Когда в 2013 году цены на нефть не падали, экономический рост был всего лишь 1,3%, это показывает, что российская экономика безобразно управляется даже при хорошем внешнем экономическом микроклимате

Даже если нефть поднимется, ситуация будет тяжелой, сможем в лучшем случае выйти в положение застоя. Это перспектива лет на 15. Власть будет заниматься политическими интригами. Сейчас мы боремся за Крым, вместо того, чтобы заниматься экономикой: Крым отвлекает внимание. Есть оптимисты, которые считают, что экономический рост возможен, но большинство экспертов в это не верит. Этот период будет длиться до смены политической элиты страны. Зависимость от нефти обрекает Россию на одинаковые условия экономического климата: в Петербурге будет так же плохо, как и везде.

Татьяна Протасенко

Научный руководитель социологического центра «Мегаполис» Татьяна Протасенко: «Возможно усиление мигрантской преступности»

В начале сентября я сказала, что социология умирает: мы не можем описывать что-то, основываясь на маленьких выборках. Общество не едино, в одной голове каша мнений. ВЦИОМ недавно выпустил книгу «От плебисцита к выборам». Там хорошо показано, что в одной голове могут быть противоположные точки зрения: Крым наш и не наш. Самых свежих данных опросов пока нет. В 2015 году усугубятся тенденции разнонаправленности и двойных стандартов,  в политике и экономике. Больше всего от кризиса пострадал средний класс, который за последнее время изменил образ жизни, отношение к работе, и им сильнее всего приходится приспосабливаться к новым условиям. Это возраст от 33 до 50, происходят серьезные изменения в образе жизни и политических предпочтениях. 

У нас нет власти, у нас есть функции: не все знают фамилии губернатора, а про вице-губернаторов говорить не приходится. C явкой на выборах будут проблемы

Лидеров у нас нет. У нас нет власти, у нас есть функции: не все знают фамилии губернатора, а про вице-губернаторов говорить не приходится. Будет тяжелая проблема с явкой на выборах. Проблема мигрантов ранее волновала всех - сейчас рубль падает, мигранты уезжают. Возможно усиление мигрантской преступности. Голод и отсутствие одежды нам не грозит. Будут проблемы с отдыхом для среднего класса, образованием и жильем. Усиление в идеологии и политической пропаганде образов прошлого - это, конечно, отрицательное явление, так как оно тянет назад. Надо думать о будущем.

Совет: просчитывать последствия от взятия кредита, считать бюджет и расходы.

Александр Конфисахор

Кандидат психологических наук Александр Конфисахор: «Кризис даст выход для поисков нового пути и созидания»

Сложно строить прогнозы, когда политика является невнятной и непонятной, по многим вопросам мы возвращены в риторику Советского Союза - все вокруг враги, нас хотят потопить. Медведев - слабый персонаж, и никогда не рискнет ни своим имиджем, ни положением, чтобы достичь чего-то. Единственная более-менее внятная фигура оппозиции - это Навальный, который ради своей точки зрения готов пожертвовать своей свободой.

По многим вопросам мы возвращены в риторику Советского Союза - все вокруг враги, нас хотят потопить.

В первую очередь кризис отразится на Москве и Петербурге. Социология умерла, но политическая психология процветает. Старшее поколение, которое пережило до этого массу потрясений, к кризису относится стоически: меньше поем - стройнее буду, лишь бы не было войны. Все комментаторы говорят: мы стали меньше спать, меньше есть и меньше отдыхать. Пирамида Маслоу не работает. Этот кризис может дать выход для того, чтобы что-то создавать, созидать, искать новые пути. Нужно перестать быть потребителями. Экономика - выражение и последствия политики. Я бы не был столь пессимистичен, считаю, что через два года ситуация стабилизируется.

Сергей Цыпляев

Президент фонда «Республика» Сергей Цыпляев: «Мы взяли курс на Северную Корею»

До тех пор, пока не сократится предложение или не вырастет рост потребления, мы будем жить в эпоху дешевой нефти. Валютный кризис прошел, сейчас разворачивается кризис экономический, импорт сокращается вдвое. Для многих товары будут недоступными - лекарства, оборудование. Космические программы сворачиваются. Надо понять, что вы делаете лучше всего, и продавать это. Когда я слышу про импортозамещение, мне смешно - у нас комплектующие на 80% импортные. Грядут неплатежи и безработица.

Когда я слышу про импортозамещение, мне смешно - у нас комплектующие на 80% импортные

Уже начались проблемы с продажей квартир - Смольный покупает у ЛСР 1500 квартир - из-за возросших ставок по ипотеке продажи резко упали. Надо пересматривать бюджет, убирать все ненужное и эти средства перераспределять для защиты социальных групп. После экономического кризиса грядет кризис социальный. До 20 регионов отказались от электричек - Псковская, Вологодская области закрыли железнодорожное сообщение.

Следующий кризис - политический. Нужно менять правительство на правах профессионалов. Президент должен обеспечить прикрытие новому правительству, как в свое время делал Борис Ельцин с командой Егора Гайдара. Ключевой момент - восстановление доверия предпринимательского класса. Пока предприниматель не поймет, что у него есть защита, ничего не произойдет. В кризис надо давать свободу. Если жестко увеличивать регулирование, система умирает. Надо резко снизить регулирование бизнеса и пересмотреть бюджетные расходы, сократив их значительно. Все должно быть подчинено внутреннему развитию, как в свое время в Китае. Если опять вернуться к политике вооружения, как в Советском Союзе, кризис усугубится. Экономика не выдержит военных действий.

Надо резко снизить регулирование бизнеса и пересмотреть бюджетные расходы, сократив их значительно. Все должно быть подчинено внутреннему развитию, как в свое время в Китае

Государство проводит неприемлемую политику - терпеть и ждать. Надо формулировать программу выхода из экономического кризиса и называть вещи своими именами, ситуацию ухудшает и отсутствие конкуренции. Нам всем предстоит серьезное испытание. В режиме закрытой экономики шансов немного. Фактически мы взяли курс на Северную Корею, идеи Чучхе, но это по всем примерам приведет к катастрофе и резервации. У нас нет проекта будущего, сформулировать перспективы страны невозможно. Политическое лидерство не в перерезании ленточек, а в объяснении, куда мы идем, и формулировании ясных политических программ. Начнется невыплата зарплат и сокращения.

Если опять вернуться к политике вооружения, как в Советском Союзе, кризис усугубится. Экономика не выдержит военных действий. Государство проводит неприемлемую политику - терпеть и ждать. Надо формулировать программу выхода из экономического кризиса и называть вещи своими именами

Совет: не влезать в кредиты, сохранять рабочие места. Сейчас тяжелейшее время начинать свое дело - нет ясности в условиях перемен, но в 90-е многим пришлось открывать свое дело в похожее время, потому что не было вариантов заработка.
 

share
print