Город

Как заброшенные здания превращаются в арт-пространства

26 февраля 2015 12:40 Анна Акопова
версия для печати
«МР» собрал четыре непохожих друг на друга проекта в зданиях, чья судьба – своеобразное отражение российско-советской истории.
Как заброшенные здания превращаются в арт-пространства Фото: Сергей Ермохин / Дмитрий Кутиль

В последние годы в Петербург пришла радостная тенденция: двери заброшенных исторических зданий все чаще открывались для горожан. Так появились «Ткачи» (Ткацкая фабрика им. Анисимова), «Этажи» (Смольнинский хлебозавод), «Контур» («Ленполиграфмаш») и многое другое.

фото:Сергей Ермохин

Фото: Сергей Ермохин

«Ленинград Центр»

В здании бывшего кинотеатра «Ленинград» у Таврического сада открылось культурное пространство с театральным залом и выставочной галереей. В основе концепции центра — связь с разными периодами истории здания, сочетание «светскости» и демократичности.

Выставочный павильон: 1914 - 1917

В начале ХХ века по всей Европе распространилась мода на масштабные светские выставки. В Петербурге организацией таких экспо-мероприятий занималось Императорское российское общество садоводства. Для него в 1914 году рядом с Таврическим садом на Потемкинской улице был построен выставочный павильон. Проект павильона был выполнен гражданским инженером Н.Н. Игнатьевым, а строительство было поручено инженеру Э.Ф. Рыдзевскому. Здание соответствовало самым современным по тем временам требованиям: огромный стеклянный фонарь над главным выставочным залом, специальные пандусы для выгрузки тяжелых кадок с растениями, помещения для лекций. В мае 1914 года здесь разместилась Международная юбилейная выставка садоводства под патронажем Николая II. Все три года, вплоть до закрытия в 1917 году, павильон был точкой притяжения для самых разных слоев петербуржцев.

Кинотеатр «Ленинград»: 1959 - 1990-е

Во время революции здесь размещался бронебатальон, защищавший Смольный, позже бывший павильон заняли гараж и склады. Здание постепенно разрушалось. Наконец, в 1959 году, его решили перестроить под кинотеатр. Автором проекта реконструкции стал Илья Чашник. «Ленинград» оборудовали панорамным экраном в большом кинозале и новейшей для Советского Союза системой стереофонического звука. Он стал одним из пяти кинотеатров во всем Союзе, куда попадал «нулевой метр»: здесь давали все премьеры до начала основного проката.

Также здесь проходили кинофестивали, приезжали звезды, за билетами то и дело выстраивались очереди. Так продолжалось вплоть до развала Советского Союза: в 90-х годах появились технически оснащенные доступные «мультиплексы», с которыми «Ленинград» уже не мог конкурировать. Постепенно жизнь здесь остановилась, здание снова оказалось заброшенным.

фото:Сергей Ермохин

Фото: Сергей Ермохин

«Ленинград Центр»: с 2014

Новая жизнь. Реставрировать здание кинотеатра для создания в нём нового общественного пространства был приглашен испанский архитектор Рикардо Бофилл, известный урбанист, работавший в Мадриде, Барселоне, Париже. Рикардо Бофилл специализируется на реконструкции исторических зданий под современные цели: наполняя их новым содержанием, он оставляет фасады в контексте города.

Внешний облик бывшего кинотеатра сохранен: лишь дополнена террасами мансардная крыша. Была проведена гигантская работа по укреплению фундамента. Бофилл избавился от некоторых межэтажных перекрытий и, таким образом, воссоздал павильонную внутреннюю экспозицию.

Фойе и театральная зона. При входе гостей встречает панорамная стена — самая протяженная видеостена в Европе. Изогнутой формой она напоминает нам о крупнейшем кинотеатре Ленинграда.

За театральное направление в «Ленинград Центре» отвечает режиссер Феликс Михайлов. По двум сторонам зрительного зала — два бара, Черный и Белый, декорированные Валентином Юдашкиным. Зал был также спроектирован Рикардо Бофиллом. Главная гордость — это сцена: она оснащена 36 подъемными столами, видеоэкранами, с помощью которых здесь можно воплощать сложные современные замыслы. Здесь установлена система кинетических люстр, уникальная для Петербурга: множество люстр могут принимать любые формы и цвета, являясь полноправными участниками действия. Первым, кто стал использовать в своей работе кинетические элементы, был художник Марк Фишер, известный постановками в Цирке дю Солей. Он и вдохновил куратора Феликса Михайлова на эту идею. В зале можно показывать и кино, но пока главное представление здесь — это шоу «Иллюзио», созданное специально для этого пространства.

На третьем этаже центра располагается малая сцена: технократическая площадка, где планируется давать различные экспериментальные постановки. Организаторы планируют приглашать сюда театры «без крыши», а также — показывать здесь одноактные балеты хореографа Веры Арбузовой.

фото:Сергей Ермохин

Фото: Сергей Ермохин

Галерея. О том, что здание когда-то было павильоном, нам напоминает дизайн выставочного пространства. Это просторные залы, наполненные светом. Сейчас в галерее проходит выставка «Сто лет, сто зим», посвященная истории Таврического сада, с которым тесно связана судьба здания.

«Внимательно изучив летопись здания на Потемкинской, я поняла, что мы будем снимать кино. В составе творческой команды работают молодые профессионалы: режиссёры, операторы, сценаристы и звукорежиссеры. Все пространство выставки стало киноэкраном, на котором разворачиваются события различных этапов жизни этого легендарного здания. Книги-столы, на которых разложены архивные материалы, напоминают об одном из лучших читальных залов в городе. Коллаж из изображений лиц в окнах – это зрители, современники здания, наверняка не раз посещавшие его. Потоки голоса, читающего историю с листа, в которые попадает посетитель – это символический образный информационный коридор, который проводит аудиторию сквозь столетие», – рассказывает Оксана Бондаренко, куратор галереи «Ленинград Центра».

На выставке гостю предоставляется свобода действий: можно стоять под так называемыми «звуковыми душами» и слушать стихи Набокова, можно надеть наушники и узнать что-то об истории, можно рассматривать фотографии или зависать перед видео.

Сотрудники центра рассказывают, что к ним приходит много пожилых людей — в основном, это жители ближайших улиц. Они прекрасно помнят кинотеатр «Ленинград»: кто-то рассказывает, что познакомился здесь с женой, кто-то начинает искать себя на фотографиях… Сначала многие настроены скептически: «что это тут понастроили?» Но потом, пообщавшись с сотрудниками, все изучив, они смягчаются и остаются довольны. Кураторы призывают посетителей вместе пополнять архив «Ленинград Центра»: приносить фотографии, рассказывать, вспоминать.

фото:Сергей Ермохин

Арт-подвал Филармонии им. Д.Д.Шостаковича

ул. Михайловская, 2

Было: Пока в здании на углу Итальянской и Михайловской улиц жизнь била ключом (здесь гремели балы Дворянского собрания, выступали с концертами Лист, Вагнер, Берлиоз...), подвалы его пустовали. В Первую мировую войну здесь был лазарет, а затем они снова пришли в запустение: там располагались коммуникации, трубы, в некоторых местах было по колено воды.

Стало: Привести в порядок подвалы и сделать там арт-пространство предложил маэстро Юрий Темирканов. Осенью 2014 года подвалы открылись для публики: «Я рад, что освоили подвал. Огромные площади пустовали в самом центре города, а теперь мы приглашаем туда слушателей: на лекции, выставки, камерные концерты».

«Как показывает наш опыт, различные музыкальные акции очень востребованы у петербуржцев, — рассказал директор Большого зала филармонии Игорь Наумов. — Мероприятия в арт-подвале - лекции, встречи с музыкантами, - призваны сделать хорошую музыку еще доступнее для нашей публики». Теперь арт-подвал Филармонии — это просторная площадка со своим гардеробом, фойе и концертным залом на 50 человек. Чтобы попасть на лекцию перед концертом, нужно предъявить билет на концерт и обязательно предварительно записаться на сайте в разделе «Спецпроекты».

фото:Сергей Ермохин_

Лофт Rizzordi

ул.Курляндская 49

Было: Здание на Курляндской входит в комплекс Калинкинского пивоваренного завода: здесь располагалась солодовня. Архитектор Эммануил Юргенс построил его в «кирпичном стиле», характерном для заводских построек второй половины XIX века. С 1923 года заводу было присвоено имя Степана Разина, солодовенный цех продолжал свою работу. Во время Великой Отечественной войны здесь выпускалась «пищевая целлюлоза», которая входила в состав блокадного хлеба. От бомб и снарядов цех был полностью разрушен, но вскоре после войны его восстановили. В 2005 году завод стал дистрибуционным центром группы Heineken, и пиво стали варить в петербургском филиале «Пивоварни Хайнекен». Историческая солодовня опустела.

Стало: В 2011 году несколько верхних этажей заняло выставочное пространство — лофт Rizzordi площадью 4000 кв.метров. В лаконичном и брутальном интерьере сохранены массивные металлические элементы каркаса, окна-бойницы, скрепляющие скобы, завершения вентиляционных шахт. Как отметил в интервью «МР» художник Анатолий Белкин, пространство сохраняет в буквальном смысле дух места – легкий запах пивного солода. Реконструкция площадки еще в процессе: предполагается, что скоро, кроме галереи, там разместится кинозал, творческие мастерские, медиатека, лекционная аудитория, книжный магазин, кафе.

фото:Сергей Ермохин

Chaliapin ArtFlat

ул. Графтио, 2Б

Было: В трехэтажном особняке на Петроградской стороне в 1914 году поселился Федор Шаляпин. В те годы художественная интеллигенция отдавала предпочтение этому району Петербурга. Неподалеку жили писатели Максим Горький и Леонид Андреев, художник Борис Кустодиев, актер Юрий Юрьев, оперный певец Дмитрий Смирнов. Шаляпин прожил здесь вплоть до 1922 года, когда квартиры начали нещадно уплотнять.

В последующие годы помещение постепенно приходило в удручающее состояние. Это была обычная ленинградская коммуналка с закопченными потолками, «ожогами» от буржуек на паркете, с обоями, свисающими со стен, и вереницами электрических счетчиков по стенам.

В 60–х было принято решение о создании музея Ф. И. Шаляпина, и в 1975 году экспозиция была открыта для посетителей. Однако в то время имя Шаляпина не фигурировало в названии, официально музей именовался «Русским оперным театром». На вывеске имя Шаляпина появилось уже в годы перестройки с подачи Раисы Горбачевой.

Стало: В 2014 году Музей театрального и музыкального искусства (филиалом которого является Дом-музей Шаляпина) представил новую многофункциональную площадку. Первый этаж музея был адаптирован под творческое пространство Chaliapin ArtFlat площадью 120 кв. метров. В центре внимания кураторов — новое искусство в самых разных его проявлениях.

Современный дизайн, световое и звуковое оборудование, мультимедийный проектор и экран — здесь есть все для воплощения самых разных идей. Сейчас здесь проходит выставка «Джаз в квадрате», посвященная 50-летию ленинградского джаз-клуба «Квадрат»: в экспозиции — музыкальные инструменты и фотографии, а также в программе — концерты, мастер-классы, лекции.

Контактный зоопарк

Большая Морская, 5

Было: Величественное здание было построено по заказу Совета Азовско-Донского банка архитектором Федором Лидвалем в 1909 году. Банк процветал здесь до 1917 года, когда был ликвидирован. Чего здесь только не успело побывать в 20-х – 30-х годах: Ленинградская областная контора Торгбанка, сберегательная касса, учреждения промышленности цветных металлов (Главмедь и Главцинкосвинец), Управление хлебопечения, Главкондитер, Ленкультторг, Военторг. После реставрации в 1947 году здесь открылась Междугородная телефонная станция, а затем — Центральный переговорный пункт. В 1964 году здесь состоялся первый разговор между Ленинградом и Москвой посредством автоматической телефонной связи, и начал работать первый в СССР монетный междугородный телефонный автомат. Ещё одним новым опытом стала передача фототелеграфным способом макета вёрстки газеты «Правда» из Москвы в Петербург: по макету отпечатали тираж. Телефонная станция активно работала в 70-х и 80-х годах. В 2002 году переговорный пункт на Большой Морской был закрыт.

Стало: До того, как здесь расположился Центр развлечений «Большая Морская, 5», помещения несколько раз меняли назначение. Так, еще недавно первый этаж занимал просторный пивной бар «Балтика-Брю». Теперь под крышей бывшего банка — Музей иллюзий, Дом Великана, Стеклянный лабиринт, Сад тропических бабочек и Контактный зоопарк. Прогуляться по петербургским крышам, погладить енота и спастись от зомби предлагают и взрослым, и детям. По словам арт-директора проекта Татьяны Титовой, многое из исторических интерьеров удалось сохранить.

Нетронутыми остались потолки начала прошлого века и стеклянные витражи, которые когда-то использовались для освещения. Остался оригинальным мраморный пол здания. В Доме великана можно наблюдать незакрытый ковровым покрытием его оригинальный рисунок. Изначально здесь был один большой «операционный» зал и помещения поменьше. В отдельном малом зале разместился зоопарк, остальное пространство было разбито перегородками на четыре зоны: Музей иллюзий, Дом великана, Сад бабочек и Стеклянный лабиринт.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 275

Все опросы…