Истории

Фестиваль «Планета-Контрабас» пройдет с 9 по 16 марта

«Академия контрабаса» приглашает на бесплатные концерты

События Третьего международного музыкального фестиваля «Планета-Контрабас» пройдут в концертных залах Яани Кирик, Шереметевского дворца, а также музыкальной школы консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова и Детской школы искусств им. М.Л.Ростроповича.

Программа фестиваля включает выступления и мастер-классы известных контрабасистов мира, концерт-монографию петербургского композитора Игоря Воробьева, выступления учащихся музыкальных школ России и концерт Александра Шило и его учеников.

Контрабасист и педагог Александр Шило рассказал «МР», что особенного в контрабасе и почему этот могучий инструмент нуждается в защите:


«МР»: В чем особенность третьего фестиваля?

А.Ш.: В этом году я хотел привлечь особое внимание к проблеме детского обучения игре на контрабасе. В России остро стоит проблема изготовления контрабасов: и профессиональных, а уж тем более — детских, учебных. Музыкальным школам невыгодно обучать контрабасу: приводить контрабасиста-педагога, искать учеников (обычно занимаются по 1-2 человека), учебный инструментарий. А закупать инструменты за границей очень дорого.

У меня родилась идея, которая помогла бы в развитии контрабаса: создать фонд разнокалиберных инструментов, чтобы школы, педагоги и ученики могли арендовать их. А еще я бы хотел привлечь к преподаванию студентов. Они же должны проходить педагогическую практику.

К нам на фестиваль приедет музыкант Елена Абросимова, которая сейчас преподает в Китае. Она рассказывает, что там дети с радостью идут на контрабас. Все сделано так, чтобы детям хотелось заниматься: детские контрабасы разрисовывают как пиратов, принцесс или матрешек.

У нас совсем не делают хороших инструментов?

Раньше их выпускал завод в Москве, а теперь остались лишь единичные мастера. Так, в Мариинском театре есть мастер Глеб Дроздов, который недавно сделал прекрасный контрабас для международного конкурса. Сейчас он делает второй инструмент. Но что такое для нашей страны – два достойных инструмента?
Тут проблема еще и в отношении к констрабасу, который незаслуженно оттеснен на второй-третий план. В первую очередь оркестры закупают скрипки, виолончели, альты.

Почему вы любите этот инструмент?

У него огромные возможности. Очень обидно, что некоторые дирижеры снисходительно относятся к контрабасу: по принципу, главное, чтобы не было слышно. На самом деле, это фундамент, это тот звук, который создает объем в оркестровой музыке. И все великие дирижеры всегда относились к контрабасу с уважением: Стравинский, Темирканов, Гергиев, Караян.

Джазовый контрабас, однако, весьма популярен как сольный инструмент…

Джаз — это очень специфическое направление. Хотя, в американских школах, например, каждый педагог должен давать и классический контрабас, и барочный, и джазовый. То есть быть специалистом во всех трех направлениях. Возможно, это помогает людям развиваться, но я — сторонник специализации. На своем веку я не встречал человека, который был бы в равной степени развит во всех направлениях.

Современные композиторы пишут для контрабаса?

Да, много пишут. На Западе популярность контрабаса довольно высокая, и хотя маститые композиторы редко берутся за контрабас, я думаю, что причина в том, что никто их к этому не подталкивает. Композитору ведь нужен исполнитель; чтобы его произведение исполняли регулярно, по-разному. У нас для контрабаса пишут Александр Чайковский, Игорь Воробьев, Алексей Давыдов.

В декабре, на предыдущем фестивале, мы проводили композиторский конкурс. Было 22 участника, большиснтво – молодые, и они представили очень хорошие работы. И я думаю, что этот конкурс был не последним.

Любое дело должно быть прорекламировано. Захотели привлечь внимание к спорту – и пожалуйста, в каждом издании целые полосы отдаются под тему спорта. Все мы знаем, чем занят Аршавин, но никто не знает — даже по фамилии — концертмейстера Мариинского театра. Кстати, когда в нью-йоркскую филармонию пригласили нового концертмейстера, о нем написали все газеты.

С другой стороны, и у нас развитие потихоньку идет: в последние годы в Мариинском театре контрабас звучит по два раза в месяц, и люди приходят, интересуются. И уже реже я слышу вопросы: а что вообще может контрабас? Постепенно отношение меняется, но это трудный процесс.

share
print