Истории

Как театр меняет детей

Дети со всей России и из Ближнего зарубежья покажут свои спектакли на XVI «Брянцевском фестивале». Народный артист России, руководитель жюри Брянцевского фестиваля Николай Иванов рассказал «МР», какие порой необычные замыслы воплощаются на сцене школьниками и как театр меняет детей

Показы пройдут 16 — 20 марта в Театре Юных Зрителей им. А.А. Брянцева.

Николай-Иванов

Н.И.: Нам присылают видео детских спектаклей со всей России - сегодня возможность снять видео приличного качества есть практически у всех. А изначально мы ездили по школам, домам культуры города, а иногородних брали как котов в мешке.

«МР»: Какие впечатления от конкурса в этом году?

В этом году нам прислали около 120 заявок. Мы никаким образом не ограничиваем участников в материале, поэтому они берут те темы, те тексты, которые им на душу легли. В последние годы часто за основу берут классику - как прозу, так и поэзию. Эта тенденция - интерес к переосмыслению классики - прослеживается на многих фестивалях. Например, в этом году зрители увидят спектакль, который называется «Анны» - по произведениям Пушкина, Достоевского, Чехова, Есенина: о женщинах и героинях по имени Анна. Много ставят по Мольеру, по Пушкину. «Сказку о золотом петушке» покажут малыши из детской студии при театре «Зазеркалье»: это такая скоморошья, клоунская игра в сказку. Посмотрим, как они на нашей сцене проявят себя — это всегда трудно предугадать.

Одна из основных тем этого фестиваля - память о войне, верно?

Да, и мы покажем несколько спектаклей на тему войны, блокады, победы. Многие берутся за нее, но, как правило, это спектакли для одноразового показа: сыграть к событию, к празднику. Зачастую подбираются очень известные песни, стихи. Но одна работа, которую мы отобрали, особенно отличается: она называется «Спой ты мне про войну» (музыкальная фантазия), и сделана с цитатами из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». И звучат незнакомые для многих военные песни. Получилась грустная, щемящая история, с очень острыми, проникновенными цитатами. И это новый материал для зрителей, без привычной узнаваемости.

Мероприятия в память о войне в последние годы часто, к сожалению, превращаются в официоз…

Нужно суметь настроить юношей, девушек, на эту болевую точку: как людям непросто было выжить, выиграть войну. А формальная дань празднику - кого это может взволновать. Есть же замечательные, вовсе не избитые произведения о войне, где дается необычный взгляд на эту тему. Те же «А зори здесь тихие» или «Сотников» Василя Быкова, или «На войне как на войне» Курочкина.... А недавно вышла книга Николая Никулина, он был мальчишкой, когда попал на фронт и прошел всю войну. Он делал какие-то дневниковые записи для себя, а затем уже собрал их и опубликовал. Во вступительной статье Пиотровский очень высоко оценивает эту книгу. И действительно, читая ее, я заново осознаю, через какие испытания проходили люди.

участники Брянцевского фестиваля

Как работает жюри на конкурсе?

Мы оцениваем спектакли по тем достоинствам, которые у них есть. Нельзя сравнивать спектакли, где играют малыши и где играют старшеклассники. Мы показываем постановки, разные и по жанру, и по возможностям: одно дело, когда спектакль сделан в обыкновенном классе, под руководством педагога по литературе или даже по театральному мастерству, и другое - в ДТЮ или в студии. Туда изначально принимают детей на конкурсной основе, и требования другие.
Кстати, в нашем фестивале неоднократно принимали участие ребята с ограниченными возможностями. Театр раскрепощает их, дает возможность себя проявить.

Многие ли участники фестиваля становятся профессиональными артистами?

Такие примеры есть, конечно. Но, в общем, и фестиваль, и сами педагоги не ставят задачи обучить детей будущей профессии. Театр, как любое творчество, развивает мироощущение человека. Это проявление человеческой индивидуальности: в мыслях о жизни, в эмоциях, переживаниях. Дети приобретают множество навыков: учатся петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте. А самое главное - это общение и соприкосновение с хорошей литературой. Ребята, которые занимаются театром — совсем другие, нежели общая масса подростков. Они думающие, чувствующие, лояльные и толерантные в отношениях друг с другом.

share
print