Культура

Руслан Кудашов: «Тексты Бродского, как вакцина, должны оберегать нас от бескультурья»

19 марта 2015 17:52 Анна Акопова
версия для печати
Режиссер Руслан Кудашов и молодые актеры его Мастерской уже несколько лет работают над трилогией, посвященной трем большим поэтам ХХ века. Он рассказал «МР», что объединяет Башлачева, Высоцкого и Бродского и почему он решил посвятить им свою трилогию.
Руслан Кудашов: «Тексты Бродского, как вакцина, должны оберегать нас от бескультурья» Фото: puppets.ru

Спектакли «Башлачёв. Человек поющий» и «Высоцкий. Requiem» идут на сцене Большого театра кукол: постановки не кукольные и не детские (как и многие другие в этом театре). В планах — спектакль о Бродском.

«МР»: Почему вы остановились на этих трех поэтах? 

Р.К.: Это субъективный выбор. На меня эти три личности сильно повлияли, как, впрочем, и на многих других людей среднего возраста, и чуть младше среднего возраста: на формирование мировоззрения. Причем каждый из них повлиял по-своему, поскольку они поднимают разные жизненные пласты. Они очень разные, как и вообще поэты не могут быть похожими один на другого. Несмотря на это, для воспринимающего их тексты — допустим, для меня — они не противоречат, а дополняют друг друга, как ветви единого древа. Все они занимались языком, языком нации. Они говорили о вещах, которые, так или иначе, актуальны в наше время. Каждый из них пытался осмыслить свое существование в этом мире.

В их поэзии — напоминание нам о самих себе… Все-таки, поэты, видимо, более совестливые люди, чем простые добропорядочные граждане.

С кем из них вы познакомились первым, и кто близок сейчас?

Знакомство было таким: Высоцкий, Башлачев, Бродский. В такой очередности. Сложно сказать, кто мне ближе сейчас… возможно, Бродский. Он дает более категоричное неприятие системы и всего того, что в последнее время окрепло и пытается диктовать свои условия. Бродский достаточно жестко не приемлет диктатуру и любую тоталитарную систему. И мне кажется, в этом смысле его тексты, как вакцина, должны оберегать нас от бескультурья, бездумья, безмозглости. Звучит немножко пафосно, но, мне кажется, это так.

спектакль Башлачев1 Фото: puppets.ru

На ваш взгляд: судьба поэта всегда трагична?

Это сложный вопрос. По крайней мере, если поэт не заканчивает рано свой творческий путь, это не означает, что его жизнь не трагична. Да и вообще, жизнь, она хоть и прекрасна, но, наверное, достаточно трагична для большинства людей.

Кому из них в большей степени удалось реализоваться и почувствовать признание?

Конечно, это Бродский. Башлачеву вообще меньше всех повезло, и Высоцкий до конца сражался с непризнанием его как поэта. Бродскому все-таки присудили Нобелевскую премию. И он сказал – «лучшая моя часть уже там - мои стихи» — о том, что его тексты возвращаются на родину. Сам он не вернулся никогда; все-таки, мне кажется, наша родина (или то пространство, которое мы называем родиной), слишком жестоко, и до сих пор остается таким.

спектакль Высоцкий2 Фото: puppets.ru

Каким будет спектакль о Бродском?

Еще рано говорить. Над «Высоцким» мы работали долго, около трех лет, поэтому, когда закончится работа над «Бродским», никому пока неизвестно. К 75-летию мы вряд ли успеем, но, может, мы сделаем какую-то акцию, посвященную поэту, импровизированный показ.
 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 298

Все опросы…