Истории

«Монополия врачей на истину разрушается»

Евгеника, «лечение» гомосексуалов, карательная психиатрия и многие другие «достижения» медицины уже в прошлом, считает американский научный журналист Рональд Бейли.

Лекция Рональда Бейли – одного из самых известных научных журналистов США, обозревателя журнала Reason, «Освобождение медицины» прошла в среду, 25 марта, в креативном пространстве «Ткачи» в рамках просветительского проекта InLiberty. «МР» публикует конспект с лекции.

Долгое время люди считали: хочешь жить дольше – не ходи к врачу. Лечение без анестезии причиняло нечеловеческие страдания, половина пациентов после операций умирало от заражения крови. По мере того, как медицина воспринимала идеи научной революции, она становилась все эффективнее и гуманнее.

В конце XVII века нидерландский натуралист Антони ван Левенгук открыл микроорганизмы: над ним сначала посмеялись, потом созвали большую комиссию с участием священников, которая признала, что он не одержим демонами и, возможно, прав. Двести лет спустя это открытие позволило французскому химику Луи Пастеру открыть природу инфекционных заболеваний. До 1847 года эфир использовался лишь на специфических вечеринках, пока шотландский акушер Джеймс Янг Симпсон не заметил, что не чувствует боли под его воздействием. Так появился наркоз. В 1867 году английский хирург Джозеф Листер впервые использовал фенол в качестве антисептика для операции. Количество жизней, которое удалось спасти благодаря этим изобретениям, не поддается исчислению.

Монополия врачей на контроль за здоровьем населения (особенно в смычке с политикой) не всегда приводила к позитивным результатам.

Эффективность новых методов лечения сделала врачей уважаемыми членами общества, социальной и экономической силой. С XIX века они практически в монопольном режиме контролировали здоровье населения, что (особенно в смычке с политикой) не всегда приводило к позитивным результатам.

До XIX века аборты были легальны в большинстве стран. В Америке на каждом углу рекламировалась болотная мята (pennyroyal) – опасный, по сегодняшним меркам, медикамент для аборта. Именно врачи первыми в 1860-е годы решили контролировать аборты. В пользу запрета приводилось два аргумента: во-первых, в клятву Гиппократа аборты не входят. Во-вторых, наплыв католиков из Ирландии мог превратить протестантов, которые совершали аборты гораздо чаще, в меньшинство... В качестве «позитивного примера» приводилась Франция, запретившая аборты еще в 1810 году – это была первая стана, где произошел демографический переход: женщины в среднем стали рожать меньше 2,1 ребенка за жизнь, а этого уже недостаточно для простого замещения поколений.

В СССР аборты легализовали в 1920 году и делали бесплатно, лишь бы крестьянки не обращались к повивальным бабкам, а затем запретили в 1936-м. Несмотря на историю запретов и легализации абортов, сегодня и в США, и во Франции, и в России женщины рожают меньше 2,1 ребенка за жизнь. А вот сколько из них пострадали от нелегальных абортов в периоды запрета – также не поддается исчислению.

Агитплакат СССР против криминальных абортов, 1925 год

Агитплакат СССР против криминальных абортов, 1925 год

В XIX веке в любой стране мира любой человек мог принимать любые вещества. Не то, чтобы это поощрялось, но незаконных лекарств и наркотиков не существовало. Кокаин и героин также рекламировались на каждом углу. Сегодня в тюрьмах США содержится каждый сотый гражданин – большего процента зеков нет нигде в мире. Одна из основных причин тому – провалившаяся война с наркотиками: процент наркозависимых каким был до ее начала, таким и остался, а сами наркотики стали даже дешевле.

Не пытайтесь улучшить население, а помогайте каждому человеку в отдельности.

Термин «евгеника» ввел Фрэнсис Гальтон – двоюродный брат Чарльза Дарвина, который считал, что мы можем вывести расу прекрасных мужчин и женщин. Одним из первых евгенику на практике начал применять главврач тюрьмы в Индиане Гарри Шарп. В 1907 году этот штат принял закон, разрешающий стерилизовать всякого, кто попадает в тюрьму или психиатрическую больницу (позже закон был смягчен). К 1930-м годам аналогичные правовые акты были приняты в 30 штатах, всего было стерилизовано 60 тысяч американцев. В нацистской Германии из таких же благостных побуждений – сделать население лучше – стерилизовали 350 тысяч неугодных.

Главный урок, который можно вынести из этого: не пытайтесь улучшить население, а помогайте каждому человеку в отдельности.

В список ужасных заблуждений медицины можно добавить также попытки «вылечить гомосексуализм» и приравнивание политических диссидентов к сумасшедшим.

Слоган Лондонского королевского научного общества «Ничьими словами» означает, что доказательством истины являются эксперименты и расчёты, а не слова авторитетов. В отличие от царей и священников, которые «знают правду», наука может доказать или опровергнуть гипотезу. Сегодня в основном благодаря генетическим исследованиям монополия врачей на истину разрушается. 

share
print