Истории

Маргарита Бычкова: Театр — это сублимация

В Петербурге ставят «Театр» по мотивам одноименного романа Сомерсета Моэма. «МР» расспросил режиссера постановки з.а. России Маргариту Бычкову о выборе пьесы, о кризисе среднего возраста, женской и актерской сущности.

О выборе

Почему «Театр»? Мне кажется, что когда драматурги пишут пьесы, они верят, что когда-нибудь родится актриса или актер, которые это сыграют. Моэм как будто знал, что в Ленинграде родится такая актриса. В этом романе ее душа, мысли. Так увидела я. Наверное, в каждом театральном городе мира есть своя Джулия Ламберт. В Петербурге — это Татьяна Кузнецова. Подобралась удивительная актерская и закулисная команда. В роли близкой и странной подруги Джулии Долли — искрометная Наталья Орлова, Татьяна Самарина — ангел-хранитель Эвви, муж Майкл — Евгений Иванов, друг всей жизни — лорд Чарльз – Александр Анисимов, молодой человек, который произвел сильное впечатление на Джулию (Том) — Иван Васильев. Роль сына Джулии по очереди играют молодые артисты Владимир Кузнецов и Александр Ганелин. Совсем юная миленькая Варвара Репецкая в роли Эвис Крайтон.

Татьяна Кузнецова_Кадр из спекталя Театр

О театре

Наш спектакль в театре им. Комиссаржевской – это театр в театре. Все действие происходит в гримерной Джулии. Мы не знаем, как по ту сторону. Мы знаем только то, что происходит в ее гримерной. Мы видим закулисную жизнь артиста, когда ему плохо или очень плохо. Перед нами 46-летняя Джулия Ламбрет. Ее женская красота все еще сильна, а душе больно, она устала. Безусловно, у нее есть потрясающий муж. Он создал для нее театр. Но личной жизнью Джулии уже 17 лет был только построенный для нее театр. В романе есть фраза, почти по Фрейду: «Может, она и стала великой актрисой, потому что ей сцена заменила физическую близость». И это правда. Театр — это сублимация.

Спектакль Театр_Репетиция_Евгений Иванов_Татьяна Кузнецова

О любви

Я могу себя представить, будучи актрисой, когда стучат в дверь гримерной, войдет сейчас молодой человек, будет мять программку в руках, говорить, что я вас знаю с 16 лет. Я могу понять, как это подкупает. И начинаешь представлять, как входишь к нему в комнату в коммунальную квартиру, где стена увешана моими фотографиями. Вот так попала и Джулия. Но она великая актриса. Прожив этот роман с молодым человеком, она повернула его во благо профессии. И, как говорил ее учитель Джим Лонгтон, теперь она может сыграть Федру. 

Татьяна Кузнецова_Кадр из спектакля Театр

Об эпохе

На мой взгляд, в нашем театре, который носит имя великой Веры Комиссаржевской, должен быть такой спектакль, посвященный актрисе. Да, ее зовут по-другому, но она еще застала ту эпоху, дух женского театра, время становления. Нам очень захотелось окунуться в то время. Англия. 1937 год. Это джаз. У нас весь спектакль звучат блюзовые и джазовые мелодии именно тех годов. Это время «Великого Гэтсби». Интерьеры выдержаны в английском стиле Макинтош: все очень графичное, белое. Повезло, что у меня есть потрясающий художник по костюмам Ника Велегжанинова и гример-визажист Сергей Сирин, которые чувствуют это время. Мне кажется, когда люди увидят любимых и знакомых артистов в этом антураже, они не поверят своим глазам. Это здорово, когда актриса пройдет по залу, и будет пахнуть дорогими духами. И зритель начинает вдыхать и смаковать эти ароматы, атмосферу театра.

Но мы не пытаемся воспроизводить Англию доподлинно. Мы делаем этюды на тему Англии того времени. Мы играем в Англию. Мы, русские артисты, пытаемся быть английскими артистами. И в этом тоже есть какой-то смак. Есть такой театральный термин «фига в кармане». Мы все время прикидываемся, в хорошем смысле.

Спектакль_Театр_Репетиция_

О фантазиях

В спектакле есть второй план. Мы активно используем видеоряд: режиссура, операторская работа – это сделали наши студенты, молодые ребята из Университета кино и телевидения, с курса Сергея Снежкина. Мы нашли редкие кадры из постановки «Дамы с камелиями» 1994 года, в которой роль Маргариты Готье играла Татьяна Кузнецова. Спектакль начинается с того, что Джулия Ламберт (Татьяна Кузнецова) смотрит на себя в спектакле 20-летней давности. Экран — это ее фантазии, воспоминания, размышления. В интимные моменты в ее сознании возникает некий видеоряд, и мы видим эту картинку, то, что происходит в голове у Джулии. О чем она сейчас думает, что себе представляет. Любовник рядом с ней, а мысли далеко. Она – актриса, у нее все время и по каждому поводу фантазия. Это актерская природа, ты от нее никуда не денешься.

Спектакль_Театр_Репетиция

О «дурах»

Мне было интересно после постановки камерного спектакля «3D» («Три дуры, три дороги, три души») вернуться к исследованию женской сущности, женских ошибок. Я прекрасно понимаю, что такое общаться с человеком, который моложе тебя на много-много лет. Я хочу, чтобы женщины, сидя по ту стороны рампы, увидели себя на месте Джулии Ламберт. Ей повезло, что она актриса, она нашла выход в новой роли. Но ведь это редкость. А сколько примеров таких романов у обычных женщин в возрасте. Когда реально сносит голову. Мы должны понимать, ладно, случился роман с неким красавцем-полуальфонсом. Дамы, ну вы себя-то все-таки помните! Не пополняйте после этого 3D-психушки.

Ближайшие спектакли:

12, 13, 24 апреля, 3, 20 мая
Театр им. Комиссаржевской: Итальянская, 19
300-1500 руб.
 

share
print