Истории

Как отстоять свои права в магазине

В магазине фотографируйте ценники, проверяйте чеки.

Многим знакома ситуация: в магазине видим товар по хорошей цене, кладем его в тележку, а позже выясняем, что товар на кассе был продан без обещанной скидки или даже дороже.

Нередки в супермаркетах и манипуляции со шрифтами. Скажем, крупно указана привлекательная цена, слова «Акция!» или «Скидка!», а рядом, мелкими буквами, условия покупки («по карте», «до такого-то числа» или в «такое-то время»). Иногда на один и тот же товар мы видим и вовсе два ценника с разной ценой. «Ну, мало ли, это из другой партии», — наивно думаем мы, и берем тот товар, что лежит поближе к более «дешевому» ценнику. А на чеке нам пробивают другую цену.

Конечно, сотрудники магазина могли не успеть поменять ценники или что-то перепутать. Но, как замечают особо скрупулезные покупатели, подобные ошибки почему-то никогда не бывают в нашу пользу.

«Большинство людей не проверяют соответствие цен на ценниках и в чеках. На это и рассчитывают недобросовестные продавцы, — говорит Никита Харитонов, председатель правления Общества защиты прав потребителей «Потребительский альянс». — Если бы все ходили с блокнотами и записывали цены товаров, которые кладут в корзину, или фотографировали бы ценники, а потом сверяли с чеками, таких ситуаций было бы намного меньше. Конечно, не всегда имеет место сознательный обман со стороны продавца. Но вы имеете право купить товар по той цене, которая указана на ценнике, или вернуть товар и получить свои деньги обратно».

В Роспотребнадзоре также подтвердили: если ценник находится четко над или под товаром, на нем указаны его название и стоимость, то покупатель имеет право приобрести товар именно по этой цене. Никакие объяснения типа «Вы не туда смотрите!» или «Только сейчас пришли новые цены», или «Акция только что закончилась» нас, как покупателей, не касаются.

5 способов отстоять свои права в магазине

1. Проверьте еще раз, вернитесь к витрине или прилавку. Возможно, что сам товар — дороже, но мы взяли его под чужим ценником. Бывает, что сами покупатели перекладывают похожие вещи с места на место.

2. Обратитесь к продавцу или администратору. Если есть возможность — сфотографируйте ценник. «По нашему опыту, обращение к администратору или директору магазина снимает большинство проблем. Руководство знает законы и не хочет платить штрафы», — говорит Никита Харитонов.

3. Если администратора нет на месте, позвоните по телефону, указанному на информационном стенде магазина. Изложите менеджеру возникшую проблему. Если вопрос не решается…

4. Потребуйте книгу жалоб и предложений, где точно опишите ситуацию, указав время, место, точное название товара и имя продавца, который не выполнил свои обязанности. Обязательно нужно написать свои контактные данные — иначе запись будет недействительна. Также можно составить два подобных заявления на имя руководителя магазина, попросить продавцов расписаться.

5. Если и эта мера не действует — эксперты советуют обращаться в Роспотребнадзор. «Сфотографируйте ценник. Попросите других покупателей выступить свидетелями и указать свои контактные данные. Составьте акт, где укажите, что такого-то числа в магазине по такому-то адресу такой-то товар (информация на ценнике) был размещен с такой-то стоимостью, но был продан по такой-то цене. Приложите чек, укажите, что у вас есть фотография. Роспотребнадзор обязан проверить магазин и призвать его руководство к ответственности», — говорит Никита Харитонов.

 

Законы в помощь

1. 3aкон PФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «O зaщитe пpaв пoтpeбитeлeй», статья 10, пункт 1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

2. Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. Статьи 16 и 19 говорят о том, что потребителю должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация о товаре, ценники должны быть четкими и единообразными.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях, статья 14.7 говорит: «…обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей … влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей».

Постоянная консультация Роспотребнадзора — 712-29-81

share
print