Истории

Андрей Могучий: Пора постмодернистского заигрывания с классикой прошла

Художественный руководитель БДТ представил журналистам три новых спектакля: премьеры по остросоциальной пьесе Ивана Вырапаева «Пьяные», жизнеутверждающей повести Виктора Франкла «Опыт психолога в концлагере» и фантазиям Андрия Жолдака.

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ им. Г.А. Товстоногова, собрал журналистов, чтобы подвести некоторые итоги двухлетней работы на великой сцене и представить новые спектакли — премьеры по остросоциальной пьесе Ивана Вырапаева «Пьяные», жизнеутверждающей повести Виктора Франкла «Опыт психолога в концлагере» и фантазиям Андрия Жолдака — и другие, не только театральные, проекты.

Ударный старт

Этот сезон для БДТ начинался бурно: долгожданное и помпезное открытие исторической сцены на набережной Фонтанки и сразу пять (!) новых спектаклей. С октября в репертуаре БДТ — «Эрендира» с Ниной Усатовой и Федором Лавровым в Каменноостровском театре, спектакль Анжея Бубеня «Из жизни марионеток», с ноября идут «Томление» известного эстонского режиссера Эльмо Нюганена и «Что делать» — программная постановка Андрея Могучего по роману Чернышевского. Кроме того, премьера кукольного спектакля Евгения Ибрагимова «Когда я стану маленьким».

Спектакль_Что делать

Андрей Могучий: «Это очень интенсивный для театра режим. Скорость выпуска премьер была столь высока, что не всегда успевали донести информацию до зрителей. Планы, которые мы думали осуществлять в течение полутора лет, из-за переноса открытия театра пришлось реализовывать в течение одного сезона. Стартовали успешно. В этом году БДТ привез в город пять "Золотых масок" (Петербург всего получил 15 из 50 "Золотых масок", — "МР"). За "Алису" — работа художника Марии Трегубовой и роль второго плана — Геннадия Богачева, сыгравшего "Поросенка, ставшего человеком", а также три маски у спектакля "Когда я стану маленьким" — за лучшую режиссуру, игру актера и работу художника. Под занавес сезона БДТ представит еще три премьеры: моя постановка по пьесе Ивана Вырыпаева "Пьяные", спектакль Андрия Жолдака и Томи Янежича "Человек". Есть уже планы на осень – это будет особый, юбилейный сезон: посвящен 100-летию со дня рождения Георгия Александровича Товстоногова…
Хотя будущее — это самая загадочная вещь. Вы знаете, что сейчас в стране есть финансовые проблемы, и у театра есть финансовые проблемы. Многие наши проекты нуждаются в серьезной финансовой поддержке, которую мы активно ищем с Министерством культуры, городом, спонсорами».

По болевым точкам

5-6 мая на основной сцене БДТ премьерные показы спектакля Андрея Могучего по пьесе Ивана Вырыпаева «Пьяные». С постановкой уже познакомились студенты вузов Петербурга: предпремьерные показы для молодежи с бюджетными билетами по 100 рублей стали новой традицией в БДТ. Почему после оставленного без вопроса «Что делать» Андрей Могучий взялся за пьяных?

Спектакль_Пьяные

Андрей Могучий: «В пьесе есть персонаж Лоуренс. Он говорит такую фразу: "Любите жизнь, будьте сильными, изменяйте себя, и мир вокруг будет меняться. Живите настолько честно, насколько можете". Мне кажется эти слова — самые важные в этой пьесе. Почему взял эту пьесу? Ваня Вырыпаев мне кажется если не самым лучшим, то одним из самых лучших современных драматургов. Наиболее честным, наиболее искренним, наиболее профессиональным. Его драматургия, конечно, не так привычна для традиций русского театра. Она не нарративная, во многом ассоциативная. Это поэтическое высказывание. Но это искреннее художественное восприятие.
Я не так много в жизни пьес ставил. Больше занимался прозой, переводил тексты с языка прозы на язык театральной формы. На моем веку это вторая пьеса, из которой я не мог выкинуть ни слова. Кроме ненормативной лексики, которую, мы конечно же, убрали. Мы не можем ее использовать ни по закону, ни в этих стенах. Хотя люди там говорят так, как они говорят в жизни. Это надо тоже понимать. Это нормативная бранная лексика. Это вульгаризмы, жаргоны. Это осталось. Но дело не в этом. Я меньше всего хочу об этом говорить, потому что на этом заостряется столько внимания, сколько этот объект внимания не заслуживает.
Это пьеса о любви, о волшебном движении через любовь к Богу. Эта вещь настолько важна сегодня в нашем растерзанном мире, разорванном сознании, на истекающей кровью планете. Эта пьеса написана современным языком, для современного человека. Лучшая современная пьеса для лучшего театра нашей страны. И играется лучшими артистами страны.
На предпремьерных показах зал дышал. Молодые зрители восприняли драматургию очень хорошо. Даже сверх моего ожидания. Это во многом благодаря текстам Вани Вырыпаева. Он очень точно попадает в какую-то боевую точку. Я понимал это, когда читал пьесу, видел на репетициях. Но когда текст соприкоснулся с залом: волна, импульсы — я почувствовал это особо. Мне напомнило это свои ощущения, когда я бывал в БДТ на "Истории лошади". Это особое соприкосновение. Контакт между актерами и зрителями. Иное впечатление именно от самого текста».

Метаморфозы Гольдони

Дата второй премьеры — 7 мая — пока условна, как и название спектакля. «Слуга двух господ» по Гольдони в постановке Андрия Жолдака заявлялась на 29 апреля, но в итоге первое свидание со зрителями пришлось перенести и переписать афиши: никакого Гольдони — только «ЖОЛДАК DREAMS: Похитители чувств».

Спектакль_Жолдак Dreams_Похитители чувств

Андрей Могучий: «Андрий — художник непредсказуемый и в этом его чудо и прелесть, поэтому так и оказалось. И когда уже на выходе он подошел и сказал, что Гольдони получается не вполне, и это не "Слуга двух господ", а нечто иное, авторское высказывание Андрия Жолдака, конечно же, мы должны переориентировать зрителей, купивших билеты на Гольдони: должна пойти публика, которая любит и знает Жолдака.

Андрий Жолдак

Чтобы вам было понятно, как это произошло, я прочитаю смс от Андрия, дословно. "Когда я начал репетировать текст Гольдони "Слугу двух господ", через семь дней я заскучал. Решил отключить логику и довериться импульсам и попробовать пойти от своих ассоциаций. И чем дальше я двигался в своих снах, тем яснее исчезали контуры пьесы, я уходил и погружался в другой рассказ, который в итоге получился моим. Моей рефлексией обо мне, о театре, о кинематографе, о масс-культуре и космическом запредельном. О том, что чувствуют молодые люди. О том, что театр — это dreams, театр — это сон. Это другая реальность. Напоминаю себе и людям, которые делают театр. Напоминаю зрителям. Так что welkome to "ЖОЛДАК DREAMS".
Примерно так спектакль и будет называться. Вот и объяснение. И это действительно так. И это справедливо. Пора постмодернисткого заигрывания с названиями (многие так раньше делали, и я в том числе) прошла. Взаимодействие авторского высказывания с произведением. Чистое авторское высказывание, подписанное Жолдаком, мне кажется, интереснее, важнее, чем сложные постмодернистские игры и заигрывания с классическими текстами. У Жолдака вполне себе широкая аудитория его любителей. Поклонников именно его искусства, его способа размышления в нашем городе достаточно. Публика придет и получит то, что ожидает. Переименование пойдет только на пользу этому спектаклю».

Диалоги о сверхвозможностях

Третья премьера продолжит еще новую традицию БДТ: актерское высказывание, дискуссии и диалоги со зрителями, знакомые публике по встречам после просмотра спектаклей «Что делать». Среди исполнителей – режиссер Борис Павлович, дебютировавший в роли Автора в «Что делать» и ставший «главным просветителем» в БДТ, продвигая все новые и новые проекты – от цикла ежевоскресных лекций до совместных спектаклей с актерами-аутистами из центра «Антон тут рядом».

Томи Янежич

Андрей Могучий: «Это очень ожидаемая премьера. Работа словенского режиссера, из новой генерации европейских режиссеров, Томи Янежича "Человек". Он ставит спектакль по книге австрийского психолога Виктора Франкла "Несмотря ни на что, сказать жизни "Да": Опыт психолога в концлагере". Это книга, которая написана психологом, который сам провел три года в концлагере и внимательно исследовал человеческую природу, психологию, психику человека в экстремальной ситуации, пропуская это через себя, наблюдая за своими соседями, сокамерниками. Эта литература легла в основу спектакля, который будет называться "Человек".
Томи Янежич — автор собственной системы актерских тренингов, которая объединяет элементы систем Михаила Чехова, Ежи Гротовского, Всеволода Мейерхольда с особым видом психологического тренинга, психодрамой. Спектакль "Человек" — это групповое занятие для двадцати артистов, осмысляющих поставленные книгой Франкла вопросы: что такое человеческое достоинство, как не утратить смысл жизни и внутреннюю свободу даже в самых нечеловеческих обстоятельствах».

Стратегия «Аттракцион»

Спектакль Андрия Жолдака пройдет на «дополнительной» сцене БДТ — в уютном особняке Каменноостровского театра, в которой Могучий относится с особым трепетом: из девяти новых спектаклей в репертуаре БДТ –  «Солдат и Черт», «Эрендира», «Томление», «Театр изнутри» и уже «культовая» «Алиса» — идут именно здесь.

Нина Усатова, Федор Лавров_Эрендира

Андрей Могучий: «Каменноостровский театр — это новое что-то для БДТ, вещь, которая еще не была опробована ни одним из художественных руководителей. Это очень красивый, дивный архитектурный объект. Стоящий в изумительном месте, но добираться до него трудно. Там специфическая должна быть программа. Не скажу, что она должна быть исключительно музыкальной, но музыка должна там играть большую роль. Эта площадка предназначена для удивлений. Если на исторической сцене БДТ мы говорим о просвещении, ответственности перед городом, диалоге с городом, со зрителем. То там вполне себе могут быть неожиданные вещи. Я не люблю слово "эксперименты". Все мы экспериментируем, никогда не зная, чем закончится наш путь к результату. Театр — это всегда набор проб и ошибок. Но то, что в Каменноостровском театре должно быть больше смелости или яркости событий, — это факт. "Алису" я делал уже с понимаем этого. И это отчасти, не побоюсь этого слова, и аттракцион. Хотя это, конечно, только форма. Отчасти это относится к "Эрендире", и спектаклю Жолдака. Мы ищем. Но ясно, что Каменноостровский театр требует к себе особого отношения. И поиска той энергии, которой можно его наполнить».

Нервы обнажены войной

Во многом тон новой жизни БДТ, некий энергетический запал, задает стажерская труппа – проект, о котором мечтал еще Товстоногов и попытался реализовать Могучий. Присутствие пульсирующих идеями молодых актеров и режиссеров, вчерашних выпускников, вызывало по началу неоднозначную реакцию академической труппы.

Эскиз по рассказу Владимира Сорокина Волны

Андрей Могучий: «Летом прошлого года я сам сомневался в целесообразности затеи, был настроен весьма скептически, но они сумели переубедить меня, от них идет колоссальная энергия. Никаких конфликтов поколений в труппе нет. Напротив, такой степени заботы старшего поколения о молодых я, наверное, не встречал ни в одном театре, в которых я работа. То внимание, которое уделяют "старики" (условно, конечно), какие они точные, профессиональные дают подсказки дают на сцене. Я думаю, что уж чем-чем, а семейственностью, взаимопомощью, ансамблевостью всегда славился этот театр. Я это почувствовал уже в "Алисе", хотя там по большей части опытная труппа, но и есть молодые актеры. Командность в этом театре — прежде всего. Это очень приятное чувство. И молодые очень благодарны и очень восприимчивы. Конечно же, всегда есть настороженность, всегда есть страх, от него никуда не деться. Страх что-то приобрести и что-то потерять. Пока мы все вместе что-то приобретаем. Шаг за шагом идем вперед. И с каждым днем мы становимся все ближе и ближе.
Стажерская группа этот год отработала тоже в очень интенсивном режиме. В репертуар Малой сцены могут войти два их спектакля: "Неврозы любви" Полины Неведомской и постановка по итогам творческой лаборатории "Война и мир". Это название не имеет отношение ко Льву Николаевичу. Мы предложили стажерской группе сделать вместе с режиссерами курса Вениамина Михайловича Фильштинского несколько пьес, посвященных войне или миру. Практически все выбрали войну, потому что у режиссеров сейчас нервная система обращена в эту сторону. Было порядка 12 работ. Мы отобрали три по драматургии Кэрил Черчилл, Владимира Сорокина и Хайнера Мюллера, соединили их в один спектакль, который осенью планируем выпустить на Малой сцене».
 

share
print