Истории

Напоминание о 1941-м теперь в постоянной экспозиции Эрмитажа

Японский художник в Эрмитаже — о хрупкости искусства перед лицом войны

Работы современного японского художника Ясумасы Моримуры стали частью основной экспозиции главного музея Петербурга. Фотографии приобрела у автора для Эрмитажа компания Heineken. Появление работ Моримуры в интерьерах Зимнего дворца стало одним из подарков музею и жителям на годовщину Победы.

На черно-белых фотографиях мы видим художника, одетого в ватник и шапку, — жителя блокадного Ленинграда. Он рисует, стоя в знаменитых залах музея (в Большом просвете, в Галерее 1812 года и др.). Рядом с ним непринужденно снуют современные посетители: группы туристов, молодежь, дети… Они будто не замечают ни художника, ни того, что золоченые рамы зияют пустотой. Так на фотографиях японского мастера встречаются два мира: 1941-й - Ленинград в опасности, время будто застыло в невероятном напряжении; и 2014-й - шум, гам, суета, наша жизнь.

morimura yasumasa

Ясумаса Моримура в образе Веры Милютиной. Фото: manifesta.org

Ясумаса Моримура, художник:

На идею проекта меня натолкнула книга Деборы Дин «Ленинградские мадонны». Книга рассказывает о жизни Эрмитажа в годы блокады. Она иллюстрирована работами ленинградских художников Веры Милютиной и Василия Кучумова. На одной из картин я увидел мальчика, глядящего на пустые рамы. Я был очень тронут и подумал о том, что невидимое может стать видимым благодаря фантазии художника. Я выбрал шесть работ блокадных мастеров и решил попробовать воплотить их в современности. Я нашел точки, где могли находиться художники, когда рисовали эти картины, и фотографировался там в одежде той эпохи, рядом с современными посетителями музея. При обработке фотографий я «удалил» картины из рам. Таким образом, на моих фотографиях встречаются два образа Эрмитажа, это своеобразное путешествие во времени.
Я хотел напомнить современным людям о той трагедии. Я думаю, одна из самых важных вещей, которые можно сделать в Эрмитаже сегодня — это подумать об опасностях, которые угрожают искусству, о хрупкости и незащищенности искусства. Из-за войн или катастроф картины могут быть превращены в мираж, в ничто. Изучая взаимосвязь между реальностью и зазеркальем, я основывался на собственных ощущениях.

morimura yasumasa

Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа.

В сентябре 2014 года в интервью «Моему району» директор Эрмитажа Михаил Пиотровский признавался, что именно проект Моримуры ему хотелось бы оставить в Эрмитаже после «Манифесты»: «Эти фотографии — прекрасный пример того, как языком современного искусства можно говорить на важные, болезненные и традиционные для нашего города темы, в том числе, о войне и блокаде. В то же время, нет более стандартизованной темы. Ясумасе Моримуре удалось подойти к ней с пониманием и уважением, и одновременно со свежим подходом, без шаблонных фраз».
Японский художник часто перевоплощается в своих работах. При этом, как отмечают критики, он обладает удивительным даром сочетать пародирование и глубокое уважение к материалу.
 

share
print