Общество

Кто они, дети перестройки?

25 июня 2015 13:14 Татьяна Морозова
версия для печати
«МР» разбирался в основных признаках детей поколения 90-х.
Кто они, дети перестройки? Фото: Замир Усманов, Russianlook

Родившихся в начале 90-х на рынке труда называют «поколением Y». Это поколение, у которого, казалось бы, все уже есть. Поступление в институт, первый мобильный телефон, компьютер, а то и первую машину им купили родители. Они выросли, не зная, куда девать горы игрушек, но при этом многие из них ни дня не гуляли без присмотра взрослых. Они поняли, что ты – это твоя страничка в соцсетях, а успех – это выглядеть на ней круче, чем твои одноклассники.

Сегодня HR-менеджеры ломают головы, чем их мотивировать на трудовые подвиги. Маркетологи ищут, чем же заманить их в свои сети, так как старые уже не работают. Папы и мамы переживают, дождутся ли внуков, потому что дети растут, но не взрослеют.

Ленивые гаджетоманы

«Не знаю, как с ними работать, – призналась руководитель небольшой компании. – Мы в их годы делились радостями и бедами, вместе отдыхали. Сегодня 20-25-летние сидят как мышки, обращаются друг к другу строго по делу и даже в перерывах утыкаются в смартфон».

А вот что думают о 20-летних работодатели: «Амбициозность, лень и при этом, как правило, завышенные запросы по заработной плате, гаджетомания, неумение думать, неуважение к статусам руководителей, неготовность гореть на работе, безответственность…, – перечисляет все, что слышит о молодых, Екатерина Скляренко, представитель HeadHunter в СЗФО.

Амбициозность, лень и при этом, как правило, завышенные запросы по заработной плате, гаджетомания, неумение думать, неуважение к статусам руководителей, неготовность гореть на работе, безответственность

Но есть и позитив – быстро адаптируются ко всему новому, готовы учиться и получать знания в разных сферах. «Их способности делать сто дел одновременно меня поражают, – замечает Виктор Андронов, руководитель молодежного движения «Энергия жизни», – в Сети могут писать диплом, тут же искать ресторан, планировать какую-то акцию, искать дешевые билеты для путешествия и общаться при этом».

Однако Виктор отмечает и обратную сторону «жизни в Сети»: «Ребята могут учиться дома, заказывать пиццу на дом и общаться с друзьями, не выходя за дверь. Отсюда – плохое здоровье и физическая форма. Еще лет пять назад я не видел столько юношей и девушек, которые не могут, сидя, ровно держать cпину».

Карьера: только неопределенность

«Коренное изменение мировоззрения коснулось карьеры, – говорит Елена Омельченко, руководитель Центра молодежных исследований НИУ «Высшая школа экономики» в Петербурге, – они больше не привязываются к коллективу и рабочему месту, у них не выстраивается долгих служебных отношений. Подчас их не удерживает ни уровень зарплаты, ни должность». Практически во всех опросах молодые люди говорят о стремлении к свободе – к гибкому или свободному графику, позволяющему самому выстраивать свое время и работать сразу в нескольких местах, самостоятельно выбирая нагрузку. Работа на одном месте более двух лет – стратегия неудачника.

«Они выросли и живут в состоянии неопределенности – заработка, места работы, личных отношений, жилья, – говорит Елена Омельченко. – Сама неопределенность становится их устойчивостью».

Практически во всех опросах молодые люди говорят о стремлении к свободе – к гибкому или свободному графику, позволяющему самому выстраивать свое время и работать сразу в нескольких местах, самостоятельно выбирая нагрузку. Работа на одном месте более двух лет – стратегия неудачника.

Отсюда – затягивание создания семьи, выбор в пользу свободного партнерства. «Семья предполагает какую-то стабильность, укорененность в жизни, а ее у них нет, и они к ней не очень стремятся», – отмечает эксперт.

Конечно, более подвержены идеям «свободной жизни» представители креативного класса, фрилансеры, мелкие бизнесмены, средний класс. Молодежь, работающая в бюджетной сфере, как правило, продолжает традиции труда и жизни «по-советски».

Путин, не Путин – все равно

Политические пристрастия 20-25-летних также неопределенны. В 2013 году в НИУ ВШЭ провели масштабное изучение политических взглядов молодежи Санкт-Петербурга и Выборга (1200 анкет). «Их взгляды сложнее и запутаннее, чем привычное деление на "пророссийских" и "прозападных", "пропутинских" и "оппозиционных"», – написано в отчетной статье исследований.

«Даже если человек по ответам в анкете кажется либералом, это еще не значит, что он не считает Сталина эффективным менеджером, а Путина – демократическим лидером. Но главное, молодежь традиционно делегирует ответственность за политику "взрослым" и "тем, кто лучше знает". Политика и все, что с ней связано, – это "грязное дело", участие в котором совершенно бессмысленно. "Все уже решено за нас" - один из самых частых ответов», – отмечают социологи.

Даже если человек по ответам в анкете кажется либералом, это еще не значит, что он не считает Сталина эффективным менеджером, а Путина – демократическим лидером. Но главное, молодежь традиционно делегирует ответственность за политику «взрослым» и «тем, кто лучше знает».

При этом значительная часть молодых людей все же планирует свою жизнь и карьеру в России, рассматривая длительные выезды за границу только в целях учебы или временной работы.

Свой среди своих

Еще одна черта «игреков» – их раздробленность по части социальных и культурных предпочтений. Яркий пример – разнообразие сообществ велосипедистов. Есть «велосипедисты-хипстеры», есть «велосипедисты-спортсмены», есть те, кто признает только профессиональные велосипеды, а есть те, кто любит ретро. «Как-то мы хотели устроить на Дворцовой площади большую общую акцию велосипедистов. Но "Велосипедисты в твиде" ни за что не захотели быть рядом со "спортивными". Мол, у них разная идеология. И я никак не смог их переубедить, что у них есть нечто общее – велосипед!» – рассказывает Виктор Андронов. То же касается музыки, книг и моды – коды диктуют узкие сообщества.

Детки в клетке

Часто современную молодежь называют интровертированной. Но дело не в темпераменте, а в «нарушении коммуникативной функции», говорят специалисты. «Им очень трудно строить эмоционально близкие отношения, – отмечает Татьяна Караваева, заведующая отделением неврозов и психотерапии института имени В. М. Бехтерева. – Им сложно как выражать свои чувства, так и принимать чувства другого».

Отчасти повинны социальные сети и мобильные устройства, дистанционный характер 90% общения. «На приеме спрашиваешь: "А как вы поругались?" Ответ: "Ну, я ей написал в "Вконтакте", и она мне написала…". Ругаются-мирятся смс-ками и онлайн, при этом эмоционального, живого компонента нет», – объясняет Татьяна.

«У нас бывают пациенты школьники. Когда начинаешь спрашивать, как они дружат в классе – оказывается, что никак не дружат. В лучшем случае есть кто-то, с кем можно сходить в выходные в кино. Свободно гулять ребятам не разрешают, всех разбирают из школы родители и развозят по кружкам», – добавляет она.

Отчасти повинны социальные сети и мобильные устройства, дистанционный характер 90% общения. «На приеме спрашиваешь: "А как вы поругались?" Ответ: "Ну, я ей написал в "Вконтакте", и она мне написала…". Ругаются-мирятся смс-ками и онлайн, при этом эмоционального, живого компонента нет».

«Молодым людям я бы пожелала больше общаться, выйти из виртуального мира и накопить неполученный в детстве опыт реальной жизни, а родителям – представить им больше самостоятельности», – говорит доктор.

Новый средний класс

Однако, несмотря на все вышесказанное, социологи и психологи отмечают и большой потенциал сегодняшней молодежи. У молодых появляются новые интересы нематериального плана – это урбанистика и городское хозяйство, различные стратегии улучшения жизни общества. Это интерес к экологии, к защите парков и скверов, к новым типам потребления – безденежному обмену, сообществам взаимопомощи. Волонтерские проекты, экологические акции, донорство, создание креативных общественных пространств – многое сегодня держится на энтузиазме молодых. Отсутствие страха перед большим миром и языковых барьеров вкупе могут дать хорошие плоды.

«Конечно, для того, чтобы начали превалировать нематериальные ценности в молодежной среде, необходимо определенное финансовое благополучие, уровень образования, определенная социальная свобода, которая пока доступна немногим. Тем не менее, то, что уже происходит – признак реального формирования молодого среднего класса», – говорит Елена Омельченко.

Cоциологи и психологи отмечают и большой потенциал сегодняшней молодежи. У молодых появляются новые интересы нематериального плана – это урбанистика и городское хозяйство, различные стратегии улучшения жизни общества. Это интерес к экологии, к защите парков и скверов, к новым типам потребления – безденежному обмену, сообществам взаимопомощи. Волонтерские проекты, экологические акции, донорство, создание креативных общественных пространств. 

Неврозы поколения

По результатам ряда диссертаций, проведенных в Психоневрологическом институте имени B.М. Бехтерева, ученые отметили следующие «характеристики» поколения 90-х:

1. Высочайшая значимость имиджа и материального успеха. Причем социологи отмечают, что в среднем до 30-лет уровень собственной успешности «сверяется» с уровнем успеха у одноклассников.

2. Инфантильность, несамостоятельность. Молодежь, которой все предоставили родители, не научилась принимать решения и достигать целей самостоятельно.

3. «Пофигизм» – про эту категорию родители говорят: «Ему ничего не надо!», «Целыми днями сидит у компьютера – о чем он думает?» «Человек не умеет ставить себе цели, не считает, что в жизни должны происходить какие-то достижения. У него нет понимания взаимосвязи между тем, что я сейчас делаю и тем, что я получу», – объясняет Татьяна Караваева. Так же это ответ на чрезмерные ожидания социума от молодого человека.

4. Стало больше демонстративных истерических черт. «Многие представители этого поколения считают, что им все должны. И это вне оценки своего собственного вклада и ресурса что-то отдавать».

5. Большой уровень тревоги. «Несамостоятельность не позволяет молодым решать жизненные проблемы, а проблемы накапливаются, и это вызывает тревогу и напряжение».
Отсюда – страх перед взрослой жизнью, увлечение психологией, восточными учениями, йогой, поездками в Индию и так далее.

6. Эмоциональная черствость, эгоизм как следствие недостатка теплого общения с близкими и опыта дружеских отношений в детстве.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter





Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Нужно ли передавать Исаакий РПЦ?

Проголосовало: 3047

Все опросы…