В магазинах бытовой техники образовался дефицит кадров

4 апреля 2007 11:59
версия для печати
Сети по продаже бытовой техники растут быстрее, чем продавцы-консультанты приобретают квалификацию

«Ань, ты знаешь че такое “Скайп”?» – томная блондинка держала выбранные мною наушники, будто дохлую крысу. Она была третьей, к кому я обратилась с простым вопросом: годятся они для переговоров с помощью ПК или нет. «Дайте мне мальчика», – прошипела я. Никогда не думала, что скажу это в магазине бытовой техники.

Количество пока важнее качества

В разгар торгового бума продавцов не хватает отчаянно, квалифицированные вообще на вес золота. Но сети продолжают расти, в каждом новом торговом комплексе как минимум один магазин бытовой техники с известным именем. Молодые люди с бейджиками «продавец-консультант» в лучшем случае будут внимательны и вежливы, даже если не смогут рассказать о DVD-плейере, который вам приглянулся.

«На то, чтобы овладеть огромным ассортиментом и освоить продажу технически сложного продукта, нужно, как минимум, полгода», – считает Анна Толстунова, менеджер по персоналу компании «Техношок». Продавцы, которые интересуются новинками, любят технику и знают, что нужно каждому покупателю, по мнению Анны, есть. Но их не больше 60 процентов.

«Пока рынок растет количественно, он не будет расти качественно», – говорит Софья Борщевская, заместитель директора службы по персоналу сети магазинов «Просто».

Берем всех, даже студентов

Сегодня в объявлениях о вакансиях продавцов «опыт работы» не на верхней строчке. Людмила Борисова, руководитель службы персонала компании «Эльдорадо», говорит, что дефицит кадров связан еще и с не самой лучшей демографической ситуацией.

«Если 2-3 года назад на собеседование приходило ежедневно по 50-60 претендентов в возрасте от 18 до 25 лет, то сегодня таких человек 20. При этом большинство – девушки».

В такой ситуации востребованными становятся даже студенты, для которых работа ни при каких обстоятельствах не будет важнее учебы. Пока они сдают зачеты, их подменяют коллеги из других отделов, и покупателю в таком случае особо рассчитывать не на что.

Текучка – нормальное явление для нынешней ситуации. От сети к сети мигрируют, но мало, в основном люди определяются: оставаться в торговле или нет. Ведь если открыли такое количество магазинов, в них постоянно должен кто-то работать. Так что мы наблюдаем сегодня еще и за тем, как формируется новый класс продавцов.

В ближайшие год-полтора лучше не будет

Наталья Хитонова разглядела в этом новом поколении неприятные черты: когда она попросила у консультанта помощи, юноша потребовал гарантий, что Наталья обязательно купит у них технику.

Именно поэтому Софья Борщевская считает, что вопрос качества обслуживания не завязан на рядовых продавцах, важно – какую цель перед ним ставит компания, насколько она ориентирована на сервис. Другими словами, лучшего времени, чем растущий рынок, для покупателя, который хочет определиться с выбором «своего» магазина, не придумаешь.

Продлится оно еще долго – по прогнозам Анны Толстуновой, «если сети продолжат открывать новые точки, мы будем находиться в этом вакууме год-полтора».

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 857

Все опросы…