Город

Парадоксы мегаполиса: стоять в пробках и гулять на крыше

3 июля 2015 12:58 Елена Маркобрунова
версия для печати
О будущем мегаполисов и Петербурга в Открытом университете на Новой сцене Александрийского театра рассуждали профессор урбанистики Ольга Селезнева и доктор технических наук Александр Бухановский.
Парадоксы мегаполиса: стоять в пробках и гулять на крыше Фото: Террасные сады с рощами, лужайками, утесами, ручьями, водопадами и прудами на крыше 30-этажного комплекса Namba-Naka Nichome в Осаке — один из успешных примеров озеленения мегаполиса. Фото: alldayplus.ru.

Мобильные горожане

По данным статистики, сейчас более половины человечества живет в городах, причем количество мегаполисов в мире резко увеличилось. Если в 1950 году их было только два – Токио и Нью-Йорк, – то в 2015 году уже более двух десятков. Петербург в их числе. Но при всех внешних признаках (большая территория, высокая численность и плотность населения) наш мегаполис пока не сильно знаком с проблемой мобильности. Об этом свидетельствует недавнее исследование портала Rabota.ru.

Данные социологического опроса (при выборке 4700 человек) показали, что половина петербуржцев (45%) добирается до работы меньше, чем за час. Каждый третий тратит на дорогу около получаса. 20% петербуржцев едут на работу час, полтора. Больше полутора часов на дорогу тратят только 5 % горожан. Это редкий показатель для крупных городов-миллионников.

Каждый десятый петербуржец, или 9% опрошенных, ходит на работу пешком, а половина работающих петербуржцев ездит на метро. То есть, в общей сложности, большая часть горожан не пользуется личным транспортом, предпочитая общественный или пешие маршруты.

Киборги за рулем

Но урбанисты не склонны идеализировать ситуацию. Если сравнить транспортные предпочтения современного петербуржца и жителей Ленинграда конца 1980-х годов, то прослеживается тенденция к уменьшению поездок на метро и электричках и увеличение поездок на частных автомобилях. А это сигнал к пробкам на дорогах и проблемам загрязнения окружающей среды. В Великобритании посчитали, что если парк личных автомобилей, как и пробег частного транспорта, будет расти с такой же скоростью, как сейчас, то к 2040 году вся стана будет стоять в одной огромной пробке.

Увлечение автомобилем чревато и другими последствиями.

«Машина вокруг нас создает ощущение личного пространства, которое за нами везде следует, и оно снижает уровень взаимодействия между людьми. Постоянное сидение в машине делает из нас киборгов. Оно создает иллюзию изоляции», — считают эксперты-урбанисты.

За город на крышу

Ольга Селезнева считает, что при всех плюсах и минусах мегаполисов будущее за городами. Хотя, возможно, ресурсы будут переориентированы на малые, средние города: ими легче управлять, они проще самоорганизуются. Александр Бухановски тоже уверен, что города сохранятся, но будут выглядеть иначе, чем сейчас. Например, люди будут ходить на 17-й этаж, на большой балкон и засаженную полянку, и это будет считаться прогулкой загород.

Заторможенные спутники

О будущем соседних с Петербургом городов и пригородов урбанисты говорят с большой степенью неопределенности.

Ольга Селезнева: «Сказать о том, что произойдет с Гатчиной и Пушкиным через 20 лет, достаточно сложно. Возможно, произойдет поглощение этих городов или они начнут развиваться. Существует разная концентрация социального, культурного и экономического капитала. В зависимости от того, как эти капиталы будут меняться в следующие 20 лет, так будут происходить изменения. В Пушкине, скорее всего, процесс срастания с Петербургом будет заторможен».
 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 872

Все опросы…