Истории

Журналистам показали заключительную серию фильма «Ленинградка» об Ольге Берггольц

Режиссер Людмила Шахт и подруга поэтессы Ольга Оконевская рассказывают о том, как искали материал для документальной ленты

Четвертая, заключительная серия документального фильма «Ленинградка», посвященного Ольге Берггольц, была представлена журналистам 6 июля на пресс-конференции в ТАСС. Одновременно подруга поэтессы и ее биограф Ольга Оконевская преподнесла в дар Пушкинскому дому ценный документ: рукопись второго мужа Берггольц Николая Молчанова.
Работа над фильмом «Ленинградка» велась с 2010 года. Картина — монолог Ольги Берггольц — создана на основе фонограмм: записей ее голоса, собранных режиссером фильма Людмилой Шахт. В фильме – фотографии поэтессы и близких ей людей, кадры из кинохроники, интервью с теми, кто ее знал: так, в четвертой серии об Ольге Берггольц рассказывают Ольга Оконевская и врач, которая лечила ее последние три года, Людмила Варламова.

Первая серия – «Полдень счастья» — посвящена детству Ольги Берггольц и ее молодости до 1941 года. Это тот период ее жизни, о котором мы меньше всего знаем. По словам Людмилы Шахт, в работе над серией ей очень помогла научный сотрудник Пушкинского Дома Наталья Прозорова: она предоставила уникальные документы и дневники поэтессы. Наталья Прозорова – автор книги «Ольга Берггольц. Начало. По ранним дневникам», которая вышла в 2014 году. Вторая часть – «Жестокий рассвет»— о войне и блокаде. Затем – «Не дам забыть» — этап ее жизни с 45 по 1960 год, и, наконец, «Узел» (по названию поэтического сборника Ольги Берггольц, изданного в 1960-е) охватывает последние 15 лет жизни поэтессы. Первые три серии показывали на годовщину снятия блокады 27 января в кинотеатре «Родина», а также  по телеканалу «100». Сегодня, когда фильм окончен, его собираются выпустить на дисках и распространять в библиотеках, музеях, школах. Есть предварительная договоренность о показе всех четырех серий на телеканале «Культура».

людмила шахт

Людмила Шахт, режиссер:

Все знали «блокадную музу», но никто не знал, почему Ольга Берггольц ею стала: об этом первая серия фильма. С премьеры второй части у меня начались чудеса: Ольга Федоровна стала откуда-то с небес режиссировать события, которые сильно повлияли на судьбу фильма. Ольга Федоровна стала возвращать себя: фотографиями, рукописями, раритетами, кадрами. Все, что вы увидите в четвертой серии – не могло появиться ни в первой, ни во второй, так как было обнаружено только сейчас. Самым главным подарком стала возможность встретиться с Ольгой Оконевской – подругой Ольги Берггольц в последние годы ее жизни. Она живет в Харькове, и я не надеялась на встречу с ней, но она приехала, и ее воспоминания — основа третьей и четверной серий. Она, в том числе, подарила мне любительскую пленку с юбилейного вечера Ольги Берггольц, который проходил в 1970 году в Доме писателя.

Кроме того, со мной связалась Людмила Алексеевна Варламова — врач, которая последние 3 года лечила Ольгу Федоровну. Она случайно услышала по радио о том, что снимается фильм об Ольге Берггольц. Ее рассказ также есть в заключительной части фильма.

Ольга Берггольц в 1925 году

Работая над фильмом, я испытала этот знакомый ученым азарт поиска и обретений. Порой я находила то, что будто не должно было быть найдено. Так, я случайно увидела по телевидению полную версию кино Марлена Хуциева «Застава Ильича», ее показывали впервые. И увидела там поэта Михаила Светлова, который читает стихотворение «Советские старики», посвященное как раз их дружбе с Ольгой Федоровной.

Впервые зрители увидят кадры с похорон Ахматовой: где в одном ряду с Ольгой Берггольц стоят Арсений Тарковский, Георгий Макогоненко, Ефим Эткинд… Всем известна ее речь, она была напечатана. Но мы нашли запись стихов, посвященных Ахматовой; мне показалось, что важнее, чтобы прозвучали именно они.

Я очень долго искала кадры, которые бы проиллюстрировали рассказ о том, что Ольга Федоровна часто ездила на Пискаревку. Я просмотрела более 80 часов хроники с 1956 года. И дойдя до 1963 года, я вдруг чудом углядела ее лицо: она появляется на секунду, провожает взглядом идущую мимо плачущую женщину. Я нашла этот кадр 18 января.

Ольга Берггольц в 1930 году

Ольга Оконевская, биограф и подруга поэтессы:

«Я познакомилась с Ольгой Берггольц в 1964 году, когда работала над дипломом по теме поэзии блокады. Я никогда бы не подумала, что эта тема станет зернышком, от которой пойдут наша дружба, воспоминания, книга («И возвращусь опять…», Logos, 2005. – Ред.)… На протяжении 12 лет я все каникулы проводила на набережной Черной речки у Ольги Федоровны. Я хоронила ее, одевала в гроб.

Записей я не вела: жить в квартире у поэта, завтракать, обедать и ужинать вместе, а потом бежать в комнату и что-то писать – меня это немного коробило. Но когда я начала работать над воспоминаниями, материал стал сам идти мне навстречу. Оказалось, что недалеко от меня живет брат умершего в блокаду мужа Ольги Федоровны Николая Молчанова. Он подарил мне рукопись, которая никогда не публиковалась. Это часть его книги, посвященная Маяковскому (он работал над книгой, которая называлась «Пушкин – Лермонтов – Некрасов – Блок – Маяковский»). Ценно и то, что на оборотной стороне рукописей рукой Ольги Федоровны, ее узнаваемым почерком написаны заметки по истории «Электросилы» (с 1931 по 1934 год Ольга Берггольц работала редактором в газете завода «Электросила». – Ред.). Этот документ я передаю Пушкинскому дому».

share
print