Истории

"Учитель сегодня - больше не человек с большой буквы"

"МР" побеседовал с педагогом одной из школ Центрального района Петербурга о том, чем живут современные ученики и какие изменения произойдут в школах в ближайшее время.

Первое  сентября - начало нового учебного года, многие с трепетом ждут и встречают этот день. Особенный он не только для учеников, но и для учителей. "МР" решил посмотреть на современную школу глазами учителя одной из петербургских школ.

Правда ли, что теперь обязательных экзаменов в девятом классе будет больше, и они будут делиться на три направления: гуманитарное, техническое и естественно-научное? Почему?

Информация о том, что ученики евятых классов будут сдавать вместо двух обязательных экзаменов четыре, еще не подтверждена. Решение изменить количество экзаменов связано с тем, что дети изучают в течение 9 лет 15 предметов, а только два из них оцениваются в качестве экзаменационного материала. В результате, сами школьники ко всем остальным дисциплинам начинают относиться не столь серьёзно, как этого хотелось бы. В рамках ФГОС изменения в экзаменационной системе коснутся тех детей, которые сейчас начинают учиться по стандартам второго поколения-т.е. школьников 4 класса.

Расширится ли учебная программа в связи с этими изменениями?

Я не думаю, что с этим будет связано какое-либо расширение программы. Скорее будет пересмотрено количество часов, которые будут отводиться на определенные дисциплины.

Как это затронет учителей? Придется ли им переучиваться?

У нас и так сейчас практически все учителя обязательно проходят различные курсы переподготовки. Мы повышаем квалификацию каждые три года. Причем, не только по своей дисциплине, но и по предметам, которые, так или иначе, сейчас востребованы. Например, курсы компьютерной грамотности. Учителя должны не просто владеть компьютером, но и время от времени совершенствовать свои знания. Те, кто овладел основами, учатся, например, создавать сайты. Педагоги постоянно узнают что-то новое. Поэтому нельзя сказать, что переподготовка к экзаменам как-то особо нас коснется. Мы готовим детей так, чтобы каждый ребенок знал предмет на определённом базовом уровне, а на экзамене, обычно, больше базового уровня и не спрашивается.

Как Вы считаете, а учебники подвергнутся изменениям?

Учебники всегда подвергаются наиболее серьезным изменениям. Поэтому, скорее всего, учебники по отдельным предметам действительно будут дополняться и переиздаваться. Но это не связано напрямую с экзаменами.

Если говорить об экзаменах в старшей школе, как лично Вы относитесь к введению ЕГЭ?

Двояко. С одной стороны, часть экзамена в формате ЕГЭ по любому предмету позволяет проверить знания, которых мы хотели бы у современного выпускника добиться..Особенно сейчас, потому что с этого года практически по всем предметам перестала существовать часть А, где ученики могли сыграть в «угадайку». Сейчас от детей действительно требуется овладеть не столько методами дедукции, сколько определенным уровнем владения материалом. Сейчас ЕГЭ стал надежнее. С другой стороны, часть школьных предметов предполагает все- таки не только умение читать и воспроизводить, а проводить эксперименты, анализировать. У выпускников 9 классов обязательно есть два задания, которые связаны с экспериментами. Конечно, в большей степени это относится к естественным наукам. К сожалению, такая практика существует лишь в экзаменах в формате ОГЭ. А наши старшеклассники, которые должны владеть подобными навыками на более высоком уровне, ими не владеют. ЕГЭ этого не предусматривает. Вроде ЕГЭ и охватывает материал, который непременно нужно знать учащемуся, но, в то же время, этот экзамен не дает понятия о тех знаниях, которые ученик получил. К тому же, в ряде дисциплин присутствуют элементы субъективного отношения. Это касается части «С» по гуманитарным предметам. И хотя проверяющие ЕГЭ педагоги обладают высокой квалификацией, многие выпускники подают на апелляцию, т.к. не всегда понимают, за что им сняли баллы.

Вроде ЕГЭ и охватывает материал, который непременно нужно знать учащемуся, но, в то же время, этот экзамен не дает понятия о тех знаниях, которые ученик получил. К тому же, в ряде дисциплин присутствуют элементы субъективного отношения

Велика ли разница в проверке знаний до ЕГЭ и сейчас? Раньше было лучше? Изменилась ли успеваемость?

Успеваемость, к сожалению, ухудшилась. Я считаю, что это связано не только с тем, что сейчас ЕГЭ, а раньше были устные экзамены. Дело в отношении. У 10 и 11 классов идет узконаправленная заточенность только на те предметы, которые им необходимы для зачисления в Вузы. Многие старшеклассники думают, что предметы, которые им не придется сдавать, учить и вовсе не нужно. Хорошо, что ФГОС второго поколения предполагает сдачу экзаменов из совершенно разных областей. Таким образом, выпуская учащегося 11 класса, мы будем вручать диплом действительно образованному человеку. Однако я не могу сказать, что тот подход, который был раньше, намного лучше настоящего. Сейчас при оценке знаний присутствует меньше субъективизма. И пусть он все-таки встречается в творческих частях, с ним успешно можно бороться на апелляциях, где сидят люди грамотные. Они действительно очень хорошо выполняют свою работу. Было множество случаев, когда ребятам удавалось улучшить свои результаты.

У учеников 10 и 11 классов идет узконаправленная заточенность только на те предметы, которые им необходимы для зачисления в Вузы. Многие старшеклассники думают, что предметы, которые им не придется сдавать, учить и вовсе не нужно.

Чем живут современные школьники? Можно ли сказать, что они зациклены на гаджетах и интернете?

Да. Ученики не расстаются с телефонами нигде. Они используют технику на переменах и даже на уроках . Школьники особенно прикованы к гаджетам на тех уроках, которые учителя предпочитают вести в виде лекции, не требуя от класса особого сосредоточения.

А чем вообще можно увлечь молодежь? Помимо технических новинок, разумеется.

Многих сейчас интересует спорт. Некоторых- языки. Но языки скорее интересуют родителей учеников, т.к. их знание сейчас очень востребовано. Что касается спорта, то ему стали уделять больше времени и внимания. Спортивный образ жизни вошел в моду, и потому многие ребята посещают различные секции.

Считается, что в юношестве человек наиболее склонен к критическому мышлению, независимости и свободолюбию. Можно ли сказать, что современные старшеклассники отличаются такими качествами или же они сконцентрированы на других вещах?

Безусловно можно. В этом плане мало что меняется. Дети остаются детьми. Каждому возрасту присущи те же самые проблемы, интересы и приверженности, что и предыдущим поколениям. Меняются лишь формы.

Изменились ли отношения между учениками и педагогами за последние 20 лет?

Да,изменились. Дело в том, что 10-15 лет назад в обществе формировался учитель как человек с большой буквы. К нему относились с уважением. Даже если мы просто посмотрим художественные фильмы тех лет, то увидим, что ученики относятся к учителю как к наставнику, как к человеку, который действительно может научить, показывает пример. За последние 10 лет отношение родителей, а затем и учеников к педагогам сильно изменилось. К сожалению, не в лучшую сторону.

10-15 лет назад в обществе формировался учитель как человек с большой буквы. К нему относились с уважением. Даже если мы просто посмотрим художественные фильмы тех лет, то увидим, что ученики относятся к учителю как к наставнику, как к человеку, который действительно может научить, показывает пример. За последние 10 лет отношение родителей, а затем и учеников к педагогам сильно изменилось. К сожалению, не в лучшую сторону.

Давайте поговорим о поступающих в Вузы. Стало ли сложнее готовиться? Или наоборот?

Проще. Сейчас от выпускников требуется сдать экзамены только один раз. На экзаменах старшеклассники показывают только те свои знания, которые были получены за время обучения в школе. Раньше при поступлении нередки были случаи, когда Вузы устанавливали свою программу вступительных испытаний. Материал, включаемый в экзаменационные вопросы, превышал уровень знаний, получаемых в школе, что обязывало абитуриентов идти на курсы. Учащиеся и сейчас посещают курсы по сдаче ЕГЭ. Однако получив свои баллы, они совершенно спокойно могут поступать в любой Вуз. Конечно, некоторые учебные заведения по-прежнему устанавливают свои дополнительные испытания. Но так поступают все-таки далеко не все.

Часто ли в школах возникают конфликты между педагогами и учениками?

Не чаще чем раньше. Что 20 лет назад, что сейчас, если учитель подходит к своей работе творчески, если он любит дело, которым занимается и, конечно, детей, то, как правило, он находит подход практически к любому учащемуся.

То есть менее уважительное отношение к учителям не влияет на увеличение конфликтов?

Нет. Я не думаю, что это как-то влияет.

А что касается причин конфликтов? Они изменились?

Я не припомню, чтобы у меня были конфликты, когда я начинала работу. На самом деле, конфликты чаще возникают не с учениками, а с их родителями, которые настраивают против и детей, и себя самих. Бывает сложно доказать старшеклассником, что образованный человек должен в равной степени овладеть знаниями по всем дисциплинам, а не просто готовиться к выпуску. Родители это не всегда понимают и соответственно настраивают детей. Конфликты возникают именно на этой почве. Дети, например, считают, что предмет учить не нужно. Родители конфликтуют из-за неудовлетворительных результатов.

Мне кажется, что подобные ситуации возникает во многих школах. Истерия из- за ЕГЭ не дает ученикам сосредоточиться на гармоничной учебе. Это так?

В том то и дело, что истерии быть не должно. Учащиеся должны понимать, что их знания требуются не только для сдачи экзаменов, но и в дальнейшей жизни. Образованный человек-это не тот, который знает свои два предмета. Причем на уровне «выучил и научился отвечать на вопрос», а тот, кто действительно изучал эти предметы. Образованный-этот тот, кто в равной степени на базовом уровне владеет всем тем материалом, который ему стремятся дать. И ЕГЭ не должен быть помехой.

Учащиеся должны понимать, что их знания требуются не только для сдачи экзаменов, но и в дальнейшей жизни. Образованный человек-это не тот, который знает свои два предмета. Причем на уровне «выучил и научился отвечать на вопрос», а тот, кто действительно изучал эти предметы.

Может паника перед ЕГЭ во многом связана с отношением учителей к этому экзамену? Педагоги часто сами нагнетают обстановку. В итоге переживать начинают все.

Возможно. Но все-таки здесь лежит больше не конфликт школы и родителей, а внутренний конфликт родителей с их детьми. Например, очень многие родители считают, что если ребёнок не закончит 10-11 классов, то это провал. Но если после окончания 11 класса он не поступит для получения высшего образования хоть куда-нибудь, то эта самая настоящая катастрофа. Только 30% выпускников идут в конкретный Вуз и говорят: если я сюда не поступлю, я буду пробовать ещё раз. Очень многие дети с подачи родителей идут в любое учебное заведение лишь бы не остаться за бортом. Для многих семей, отсутствие студенческого билета у вчерашнего школьника- это конец света и позор. Но почему позор? За рубежом вообще принято давать год отдыха после получения среднего образования. За это время молодой человек может попробовать себя в разных профессиях и только осознав, что ему подходит, он целенаправленно поступает. Я, будучи сама мамой, прекрасно понимаю, что никакой катастрофы в том, что ребенок не поступил, куда он хотел, нет. Не поступил-значит недостаточно хорошо подготовился в этом году. Значит, есть следующий год, для того чтобы исправить свои ошибки. А сейчас, к сожалению, большинство выпускников 11 классов поступают лишь бы поступить. В результате мы имеем специалистов, которых и специалистами назвать нельзя. В Вузе подобные выпускники получают образование кое-как. И, зачастую, выпустившись, они не идут работать по специальности, а находят себя в совершенно не связанной с полученным образованием области.

К сожалению, большинство выпускников 11 классов поступают лишь бы поступить. В результате мы имеем специалистов, которых и специалистами назвать нельзя. В Вузе подобные выпускники получают образование кое-как. И, зачастую, выпустившись, они не идут работать по специальности, а находят себя в совершенно не связанной с полученным образованием области

С кем увлекательней работать: со старшеклассниками или детьми помладше?

Однаково интересно работать и с теми и с другими. Просто каждому возрасту нужен определенный подход. С малышами интересно работать потому, что они как губка впитывают все новое. Что касается старших, то с ними можно раскрыть предмет, общаться на новом уровне, потому, что приходя на твой урок, они понимают важность посещаемого предмета.
 

share
print