Истории

Майкл Геллер: Петербург страдает от высотной застройки

Известный канадский архитектор и девелопер рассказал «МР», как делать районы комфортными для жизни.

В северной столице прошла урбанистическая конференция из серии «Города и территории завтра: инструментарий позитивных перемен». Известный канадский архитектор из Ванкувера, специалист в области устойчивого развития территорий Майкл Геллер, который преобразовал целый район в канадском городе Бернаби и получил за это множество наград, рассказал «МР» о своем опыте реставрации исторических кварталов и о том, как создавать удобные жилые зоны.

Ванкувер стабильно входит в топ самых комфортных городов для жизни. На ваш взгляд, каковы базовые принципы, которые этому способствуют?

В 1973 году у нас появился новый директор по планированию из Торонто, который поставил целью создать neighborly city - добрососедский город. Он сказал: проектировка каждого здания должна учитывать и уважать интересы жителей и соседних построек. И когда вы создаете здание, придумываете его дизайн, вы должны предвидеть, каково это, проходить под ним, гулять рядом с таким зданием. Есть ли защита от снега и дождя, когда вы идете мимо. И я думаю, что за последние 42 года мы, архитекторы и проектировщики, старались следовать этой идее создания добрососедского города. Другой важный принцип, на котором он настаивал, состоял в том, чтобы учитывать мнение жителей, то есть, помимо общественных слушаний, проводить встречи с населением. Не могу сказать, что в Ванкувере, люди часто противятся новому дизайну и так далее, но у нас девелоперы не могут просто построить то, что они захотят, не учитывая чужие интересы. И это тоже согласуется с принципом удобного соседства.

Не могу сказать, что в Ванкувере, люди часто противятся новому дизайну и так далее, но у нас девелоперы не могут просто построить то, что они захотят, не учитывая чужие интересы. И это тоже согласуется с принципом удобного соседства.

Как это происходит – проводятся открытые встречи с жителями?

Я и архитектор и девелопер, еще до покупки части собственности, должнен организовать с жителями района общественную встречу и сообщить им о своих планах строительства. Например, я хочу перестроить здание и построить другое. Они должны сказать, нравится ли им эта идея.

У нас тоже проходят общественные слушания, но обычно о них заранее не предупреждают, и мало кто о них вообще знает. В результате многие решения принимаются без учета интересов жителей

У нас также есть обязательные формальные публичные слушания, но я бы сказал, что большинство девелоперов и архитекторов в Ванкувере дополнительно организуют обсуждение с жителями района, неважно – планируют ли они менять зонирование или нет. Мы сегодня все чаще говорим о социальных проектах: сколько у нас парков, детских площадок, достаточно ли у нас парков и общественных пространств? Обычно мы говорим девелоперу: если вы построите парк или сквер или детскую площадку, мы разрешим вам добавить несколько этажей в ваше здание. Но должен признать, что здания у нас намного меньше, чем в Петербурге. Особенно в старых районах. В разных кварталах разная высота, но в среднем в некоторых кварталах – у нас не выше шести этажей, в других – не выше 12 этажей. Бывает, что мы строим высотные здания по 20 этажей. То, что мне кажется важным, это не столько высота, сколько ширина здания. Можно сказать, что мы не строим здания площадью более 550 кв метров внутри. Здесь я вижу здания в пять и более раз превышающие эту норму. Самые высокие здания в Ванкувере, а у нас их три  - 200 метров высотой. Нужно также учитывать, чтобы площадь здания была равномерна площади участка.

Мне кажется, некоторые улицы в историческом центре обязательно надо сохранять в том виде, в каком они существуют. В других зонах, где не затрагивается видовая перспектива, можно разрешать девелоперу добавлять один или два этажа, чтобы дать возможность заработать, и в то же время, отреставрировать здание. И, может быть, строить все же не такие высотные здания. Потому что, на мой взгляд, сейчас дома в Петербурге слишком большие, и архитектура страдает от гигантизма.

Вы руководили планированием и развитием района UniverCity в канадском городе Бернаби, и в результате ваш проект развития получил множество призов. Что нового вы предложили?

Одна из принципиальных вещей в этом проекте – сочетание удобного жилья и транспортной доступности. Жители района получили более дешевый проезд на автобусе и метро для того, чтобы у них было меньше машин. Другая идея - жители могли сдать в аренду одну из своих спален – мы сделали такой дизайн спален, что двери некоторых из них вели во двор. Если молодая семья, например, покупает апартаменты из трех спален, она может сдать в аренду третью комнату, до того момента, пока у них не появятся дети. Потому что в Вануквере многие люди сдают подвалы своих квартир или комнаты, чтобы получить дополнительный доход. Также цель была сделать этот район экологичным и удобным – с лучшим освещением и применением зеленых технологий.

Слышала, что вы также развивали принцип общего авто или car-share, расскажите об этом поподробнее

Да, в России, оказывается, никто не знает, что такое car sharing. Многие русские мне говорили - мы за нашу долголетнюю историю так часто всем делились, что не хотим больше ничем делиться! (смеется) Идея проста – необязательно покупать машину, можно получить членство в специальном клубе и брать машину напрокат, когда это удобно и на сколько это удобно. Обычно в таких клубах 20-100 машин. Многие молодые люди в Ванкувере сегодня не могут позволить себе машину, потому что это дорого, но они могут вступить в такой кооператив автомобилей и взять машину на определенный срок. Это гораздо удобнее, и не надо платить огромные деньги за парковку.

Многие русские мне говорили - мы за нашу долголетнюю историю так часто всем делились, что не хотим больше ничем делиться! Идея проста – необязательно покупать машину, можно получить членство в специальном клубе и брать машину напрокат, когда это удобно и на сколько это удобно.

Каково ваше мнение об историческом центре Петербурга? Как можно его реставрировать, не вредя историческим зданиям?

Мне кажется, некоторые улицы в историческом центре обязательно надо сохранять в том виде, в каком они существуют. В других зонах, где не затрагивается видовая перспектива, можно разрешать девелоперу добавлять один или два этажа, чтобы дать возможность заработать, и в то же время, отреставрировать здание. Или предлагать взамен реставрации здания в историческом центре, площади в других районах, например, спальных. Это помогло бы разгрузить центр. И, может быть, строить все же не такие высотные здания. Потому что, на мой взгляд, сейчас дома в Петербурге слишком большие, и архитектура страдает от гигантизма.

Справка:

Архитектор Майкл Геллер живет и работает в Ванкувере (Канада). Помимо реализации архитектурных проектов, уже более 40 лет консультирует по вопросам планирования и недвижимости в общественном, частном и государственном секторе. Майкл Геллер является президентом The Geller Group — компании, активно работающей на рынке консалтинговых услуг в сфере недвижимости и строительства. Также он занимает должность на адъюнкт-факультете Центра устойчивого развития в Университете им. Саймона Фрейзера. Майкл вошел в состав жюри конкурса проектов развития Московского международного финансового центра. Участвовал в реализации ряда архитектурных проектов по преображению Ванкувера: от Всемирной выставки 1986 года и до Олимпийских игр 2010 года.
 

share
print