Культура

Геннадий Орлов: Кирилл Лавров старался, чтобы его спектакли не совпадали с матчами «Зенита»

17 сентября 2015 13:57 Сергей Князев
версия для печати
Футбольный комментатор Геннадий Орлов вспоминает, как Кирилл Лавров болел за «Зенит», почему Георгий Товстоногов запрещал свои артистам играть в футбол и чем похожи спорт и театр.
Геннадий Орлов: Кирилл Лавров старался, чтобы его спектакли не совпадали с матчами «Зенита» Фото: Russianlook

15 сентября Кириллу Лаврову исполнилось бы 90 лет. Мое знакомство с Кириллом Лавровым началось с курьезного эпизода. В феврале 1970 года в Ленинграде проходил чемпионат мира по фигурному катанию. И в буфете «Юбилейного» я увидел Кирилла Юрьевича в компании солидных морских офицеров — все капитаны первого ранга. Я тогда уже работал спортивным журналистом, печатался в городских газетах и подошел к нему: не могли бы вы дать интервью для газеты… Он не задумываясь согласился, мы поговорили. Помню его фразу: «Вот если бы «Зенит» играл» так, как катаются Белоусова и Протопопов…» А в день, когда вышел материал, главному редактору «Ленинградской правды» позвонил Георгий Александрович Товстоногов — в 8 утра! — и спросил: «У вас написано, что Кирилл Лавров — народный артист РСФСР. А где вы видели указ о присвоении звания?» Я был настолько уверен, что знаменитый артист — давно уже народный, что даже не стал проверять. А оказалось — он всё ещё заслуженный. Меня лишили гонорара за материал, а всю выпускающую бригаду — премии. И потом ещё год, наверное, меня в редакции иначе как Лавровым не называли.

Вечер памяти Кирилла Лаврова в БДТ, фото: "Интерпресс"

Кирилл Юрьевич не обиделся на вас?

Нет, конечно. Он всегда был открыт, сердечен, доброжелателен, зла никогда ни на кого не держал. Тем более что я слегка опередил события. Все документы на присвоение ему звания были уже готовы и отправлены в соответствующие инстанции. Товстоногов позвонил без всякой задней мысли: он подумал, что просто новость эту пропустил. Лавров получил народного совсем скоро после этого эпизода. Но к тому времени он был народным артистом по факту. Его обожали и коллеги, и широкая публика. Руководители страны и города считали за счастье просто постоять рядом с ним. В Ленинграде было три артиста, которых обожали жены членов Политбюро: Кирилл Лавров, худрук театра имени Ленсовета Игорь Петрович Владимиров и главный режиссер Пушкинского театра Игорь Олегович Горбачев. Красавцы! А если тебя любят жены членов Политбюро, то все ворота для тебя открыты. Но Кирилл никогда не использовал это в каких-то своих сугубо частных интересах. Не помню, чтобы он что-то просил для себя. Наоборот, это его все время о чем-то просили. Когда «Зенит» завоевал в 1980 году бронзовые медали чемпионата Союза, к нему подошел Юрий Андреевич Морозов: Кира, такой успех, надо бы отметить… И на чествовании «Зенита» в январе 1981-го было 12 (!) народных артистов. А через четыре года, когда «Зенит» выиграл чемпионат, на праздновании был весь БДТ.

Когда Кирилл Юрьевич стал художественным руководителем, он сам стал составлять расписание так, чтобы его спектакли не совпадали с матчами «Зенита». Он был влюблен в спорт, и особенно футбол. Театр был всегда открыт для футболистов. В моей книге «Вертикаль «Зенита»» Анатолий Давыдов вспоминает: «Когда мы приходили в БДТ, было полное ощущение, что актеры — для тебя играют, ловят твой взгляд, какую-то шутку «для своих» отпустят, какой-то жест в твою сторону сделают, понятый только тебе». А артисты часто гостили на базе «Зенита» в Удельной.

фото: Интерпресс

Георгий Товстоногов не разделял спортивных увлечений труппы и Кирилла Лаврова?

Артисты в театре всегда смотрели футбол, даже во время спектаклей! Гога запрещал это, конечно, но они находили возможность — в комнатку к пожарным заглядывали, счет узнавали. С 1975 года спортивный обозреватель «Вечернего Ленинграда» Валентин Семенов и Кирилл Лавров стали проводить футбольные матчи журналистов и актеров. И как судья и организатор, скажу, что играли они всерьёз, на договорную ничейку никто не рассчитывал. А как болели за БДТ артистки: Макарова, Ковель, Шарко — какие-то кричалки, смешные баннеры! Товстоногову всё это не очень нравилось: он боялся, что кто-то получит травму и выпадет из репертуара. Но Кирилл Юрьевич как-то его уговаривал. Хотя однажды один из артистов БДТ руку сломал, другому синяк под глазом перед спектаклем гримом замазывали... В этих матчах участвовали все звездные актеры БДТ, кроме разве что Олега Басилашвили, который, играя за юношей московского «Динамо», порвал связку, и Олега Борисова — у него было серьезное хроническое заболевание, ему это было тяжело. Хотя в футбольной жизни БДТ он тоже косвенным образом участвовал: он же киевлянин, дружил с тренером киевского «Динамо» Валерием Лобановским, их жены учились вместе. Однажды футболисты киевского «Динамо», прилетев в Ленинград на матч с «Зенитом», прямо из аэропорта отправились в БДТ. Это был 1975 год, «Динамо» только что выиграло Суперкубок Европы, победив «Баварию». И вот динамовцы в эффектных клубных пиджаках — в БДТ!

Когда Кирилл Юрьевич стал художественным руководителем, он сам стал составлять расписание так, чтобы его спектакли не совпадали с матчами «Зенита». Он был влюблен в спорт, и особенно футбол. Театр был всегда открыт для футболистов. В моей книге «Вертикаль «Зенита»» Анатолий Давыдов вспоминает: «Когда мы приходили в БДТ, было полное ощущение, что актеры — для тебя играют, ловят твой взгляд, какую-то шутку «для своих» отпустят, какой-то жест в твою сторону сделают, понятый только тебе». А артисты часто гостили на базе «Зенита» в Удельной.

Кирилл никогда не использовал это в каких-то своих сугубо частных интересах. Не помню, чтобы он что-то просил для себя. Наоборот, это его все время о чем-то просили. Когда «Зенит» завоевал в 1980 году бронзовые медали чемпионата Союза, к нему подошел Юрий Андреевич Морозов: Кира, такой успех, надо бы отметить… И на чествовании «Зенита» в январе 1981-го было 12 (!) народных артистов. А через четыре года, когда «Зенит» выиграл чемпионат, на праздновании был весь БДТ.

Почему артисты столь страстные болельщики? Что объединяет актеров и спортсменов?

И те, и другие зависят от аплодисментов. Футбол без публики — это не футбол. Футболисты тоже хотят нравиться, украшают себя — вспомните их прически… Профессия футболиста — творческая. И спектакль, и спортивное соревнование протекают на наших глазах, это то, что происходит здесь и сейчас. Только в отличие от театра, спорт непредсказуем. Мы знаем, что Отелло задушит Дездемону, а результат матча неясен до конца.

Насколько известно, Кирилл Лавров оставался страстным болельщиком до последних дней жизни.

Да, когда он уже был в тяжелом состоянии, я навестил его в клинике, и он меня горячо расспрашивал: ну как там «Зенит», как Аршавин? Ты знаешь, Гена, сказал он мне, ко мне Фурсенко и Адвокат приходили… Для него это было очень важно.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 191

Все опросы…