Город

Реставраторы опасаются за Каменноостровский дворец, переданный детям

23 сентября 2015 15:10 Татьяна Морозова
версия для печати
Специалисты с тревогой смотрят на хрупкую старинную живопись, скульптуры и росписи: сумеют ли педагоги и школьники сохранить наследие прошлого?
Реставраторы опасаются за Каменноостровский дворец, переданный детям Фото: Интерпресс

На набережной Малой Невки близится к завершению реставрация Каменноостровского дворца – любимого дворца Александра I. Двухэтажный корпус в строгом классическом стиле, построенный в 1780-х годах и до наших дней сохранивший часть исторических интерьеров, росписей и картин, должен был стать резиденцией губернатора.

Однако, по решению губернатора Георгия Полтавченко, дворец «отдадут детям» - здесь разместят детское учреждение дополнительного образования «Академия талантов». 

539294

Фото: Алексей Согрин, "Интерпресс"

Ни бегать, ни танцевать

Реставрация памятника федерального значения (самого дворца и Кухонного корпуса) осуществляется с 2011 года компанией «Интарсия», на работы выделено более 2 млрд рублей. Как рассказала «МР» архитектор проекта Лариса Одинцова, в здании восстановили планировку конца 19 века, заменили все инженерные сети, окна, вентиляцию. Одной из самых сложных работ было углубление и гидроизоляция подвалов, в них разместятся гардероб и туалеты. В залах выложен наборный паркет. Кропотливую работу выполняли реставраторы. «Во дворце с конца 18 века сохранились исторические помещения – это большой аванзал, музыкальная гостиная, морской салон, бывшая спальня. Там сохранилась живопись, лепнина. Аванзал украшает панно с итальянскими пейзажами, выполненное Винченцо Бренна (по преданию), а в 1820-х годах его переписал Джованни Скотти, также известный живописец. Очень много декоративных росписей. Есть редкая роспись маслом по штукатурке» - поясняет Лариса Одинцова.

Практически все помещения во дворце содержат исторические, отреставрированные элементы, требующие особого содержания. В центре аванзала – скульптура, стены украшают картины итальянских мастеров начала XIX века.

«Три-четыре раза кто-нибудь прислонится к стене с росписями, и их нет!» - откровенно говорит о своих опасениях реставратор Ирина Денисова. - Плюс сама живопись очень капризная. Зыбкие деревянные перекрытия - здесь нельзя ни бегать, ни танцевать. Скоро во дворец привезут историческую мебель – а на нее не должны попадать солнечные лучи, она должна стоят на удалении от электронагревательных приборов. Никаких шумных мероприятий, праздников здесь быть не может. Также детям для работы на компьютерах нужны розетки – а их нельзя устанавливать. Для детей здесь может и не хватать освещения».

Сама живопись очень капризная. Зыбкие деревянные перекрытия - здесь нельзя ни бегать, ни танцевать. Скоро во дворец привезут историческую мебель – а на нее не должны попадать солнечные лучи, она должна стоят на удалении от электронагревательных приборов. Никаких шумных мероприятий, праздников здесь быть не может. Также детям для работы на компьютерах нужны розетки – а их нельзя устанавливать. Для детей здесь может и не хватать освещения

539295

Фото: Алексей Согрин, "Интерпресс"

Дворец нужно показывать

Другая проблема – температурно-влажностный режим, он должен поддерживаться всегда, и лучше - особым специалистом. Если входная дверь будет постоянно открываться – он будет нарушен, предупреждают эксперты. С ужасом здесь смотрят на будущие офисы сотрудников в залах дворца и мебель из ДСП, уже в изобилии закупленную. Повредить хрупкую штукатурку стен можно, пару раз ударив офисное кресло о стену. Уборка подобных помещений также должна проводиться по особой технологии.

Также дворец не очень подходит для занятий с детьми с ограниченными возможностями – есть только одна лестница, где можно установить подъемник. Эксперты подчеркивают, что поддерживают появление новых, красивых учреждений детского творчества. Но Каменноостровский дворец вряд ли сможет стать местом свободы самовыражения – здесь нельзя шуметь, бегать, устраивать химические опыты, устанавливать новую технику. Реставраторы подготовили методические рекомендации для пользователей по сохранению живописи, штукатурок и лепнины на 26 страницах.

«В них содержатся запреты на практически все, что здесь собираются делать!» - говорит Ирина Денисова. По ее словам, в Эрмитаже тоже много детских обучающих программ, но они проходят под наблюдением хранителей залов, с большими ограничениями на свободу действий.

Также дворец не очень подходит для занятий с детьми с ограниченными возможностями – есть только одна лестница, где можно установить подъемник. Эксперты подчеркивают, что поддерживают появление новых, красивых учреждений детского творчества. Но Каменноостровский дворец вряд ли сможет стать местом свободы самовыражения – здесь нельзя шуметь, бегать, устраивать химические опыты, устанавливать новую технику. 

«Я согласна с тем, что дети должны расти в красоте и гармонии, но подойти к использованию этих интерьеров нужно очень тонко и осторожно. Здесь можно проводить литературные вечера, уроки истории, устроить лекторий…» - ищет компромисс Лариса Одинцова.

Другая сторона вопроса – доступность исторических интерьеров для всех граждан города и страны. «Это все надо показывать людям, здесь мог бы разместиться прекрасный музей событий 1812 года. В этом дворце Александр I назначил Кутузова главнокомандующим русской армии» - говорит архитектор.

На сегодняшний день здание уже перешло в управление Комитета по образованию.
Как рассказала «Фонтанке.ру» директор будущей Академии талантов Дарья Андрианова, в Академии разместятся лаборатории для занятий химией, физикой и биологией, медиацентр, творческие студии, закуплено много современного оборудования.

«В 1918 году в здании Дворца уже был детский дом имени Луначарского. По воспоминаниям современников, тогда был разбит весь императорский фарфор. Какие еще жертвы нас ждут? Ведь дети есть дети…» - констатирует Ирина Денисова.

Строго контролировать выполнение всех требований сохранности дворца будет КГИОП, но ведь к каждому школьнику, вознамерившемуся съесть бутерброд у исторической росписи, специалиста из Комитета не приставишь.

Справка

539293

Фото: Алексей Согрин, "Интерпресс"

Каменноостровский дворец построен по проекту Ю. М. Фельтена и Джакомо Кваренги в 1776-1782 годах для наследника престола Павла Петровича.

Основные помещения главного корпуса Каменноостровского дворца — Аванзал, Большой зал, Галерея, Морской салон, Картинный зал и Кабинет. В одном из флигелей располагался собственный дворцовый театр. За время многочисленных реконструкций и неоднократных смен хозяев дворца внутренние интерьеры часто видоизменялись, так Морской салон стал Малиновой гостиной, Большой зал — Зеркальным, а Аванзал обзавелся фресками с видами Рима. Павел I, еще будучи наследником, быстро охладел к своему дворцу, предпочитая жить в Павловске, поэтому в 1797 году Каменноостровский дворец решили отдать для проживания свергнутого с престола польского короля Станислава-Августа Понятовского. Вновь императорской резиденцией дворец стал уже при Александре I, в это время над вторым этажом жилого флигеля надстраивается новый кабинет императора. После смерти императора Александра дворцом владел его брат, великий князь Михаил Павлович с супругой.

После революции 1917 года во дворце сменилось несколько учреждений — сначала здесь размещался госпиталь, потом — детский дом и, наконец, санаторий военно-воздушных сил. Каменноостровский дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 268

Все опросы…