Истории

Заказнику угрожает порт

Экологи просят не допустить уничтожения важной части заказника из-за строительства порта Бронка в Петродворцовом районе Петербурга.

Под угрозой - четыре гектара заказника "Южный берег Невской губы". Образованный в 2013 году, этот участок - одно из основных мест для ежегодной стоянки около 300 тысяч перелетных птиц. Кроме того, экологи опасаются, что уничтожение этого буферного участка приведет к гибели экосистемы водоема, так как именно эта часть Кронштадтской колонии сдерживает распространение мусора и отходов от стройки будущего порта.  В начале 2015 года Смольный разработал "дорожную карту" сокращения заказника для последующей передачи ООО "Феникс", оператору порта "Бронка". После этого для размещения военных объектов был сформирован земельный участок.

Александр Карпов, фото:Сергей Ермохиин

 - Эта Ключинская коса выполняет роль барьера и фильтра – она защищает всю остальную территорию от вредных воздействий порта, шума, от мути, которая плывет со стороны порта, - рассказывает руководитель центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. - Если этого барьера не будет, вся остальная территория окажется уязвимой, и никакой живности там не будет, так как грохот, работа порта, яркое освещение и шум будут мешать птицам гнездиться и кормиться на воде. Эти четыре гектара выполняют очень важную защитную роль, и это не только наше мнение, но и данные экологического обследования: уничтожение этого участка приведет к уничтожению большей части крайне важных для перелётных птиц плавней Кронштадтской колонии.

Ключинская коса выполняет роль барьера и фильтра – она защищает всю остальную территорию от вредных воздействий порта, шума, от мути, которая плывет со стороны порта. Если этого барьера не будет, вся остальная территория окажется уязвимой, и никакой живности там не будет, так как грохот, работа порта, яркое освещение и шум будут мешать птицам гнездиться и кормиться на воде

Экологи показывают пока нетронутый участок суши, отделенный от Финского залива косой тростниковых зарослей. Когда-то, неподалеку отсюда, располагались пруды, но из схемы земельного участка они вскоре куда-то таинственно пропали и превратились в сушу.

- Способ стирания природных объектов не новый - отмечает Александр Карпов - На слуху печальная история Ольгина канала. Еще в апреле 2009 Ольгин канал и пруд был обозначен на карте РГИС, затем уже в мае водоемы исчезли из всех схем, сейчас это уже полностью территория порта. Предположительно, из реестра водных объектов был изъят Ольгин канал и пруд, после этого с ними можно было делать все, что угодно.  Схема отлаженная. Печально, что уничтожение природы становится правилом. Аналогичная ситуация сложилась вокруг дубовой рощи петровских времён. Корни дубов, вероятно, оголили тяжёлой техникой, деревья погибли, а потом был оформлен акт об их списании...

фото: Сергей Ермохин

Беспокоит общественников и то, что рядом с масшатбным строящимся портом нет железнодорожных путей для большегрузного транспорта.

Депутат Законодательного собрания Петербурга от Петродворцового района Ирина Комолова справедливо полагает, что транспортные потоки неизбежно увеличатся после ввода в строй и расширения портового комплекса на территорию заказника.

"Существующая трасса Краснофлотского шоссе для этого не приспособлена. В руководстве Рктябрьской железной дороги мне сообщили, что реконструкция близлежащих железнодорожных путей не запланирована до 2030 года".

Печально, что уничтожение природы становится правилом. Аналогичная ситуация сложилась вокруг дубовой рощи петровских времён. Корни дубов, вероятно, оголили тяжёлой техникой, деревья погибли, а потом был оформлен акт об их списании

Андрей Резников, фото: Сергей Ермохин

Андрей Резников, кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры физической географии и ландшафтного планирования СПбГУ

Наш город оказался на глобальной магистрали беломорско-балтийского миграционного пути, по которому мигрируют миллионы птиц. По Куршской косе, которая является частью этого пути, летит около 10 миллионов птиц. Над нашим городом дважды в год весной и осенью пролетает такой же город птиц. Здесь обычно останавливалось около 300 тысяч особей. Эти плавни невской губы подвергаются прессингу. Изначально были пять мест для остановки - этот участок, место в Лахте, север Котлина, территория, южнее Сестрорецка и участок в Красносельском районе. В Лахте плавни уничтожены. В Красносельском районе, в устье Красненькой речки, остался совсем небольшой участок, на Котлине половина территории уничтожена, а здесь уничтожена примерно треть. Таким образом, площадь плавней резко сокращается. С другой стороны образуются новые участки плавней, но они недостаточны. Нарушается основной принцип охраны природы, гласящий, что приоритет должен быть у естественных ландшафтов. Таким образом, наступление на этот беломорско-балтийский путь сжимается. Происходит разрушение экосистемы. В силах людей прекратить это уничтожение. 

Нарушается основной принцип охраны природы, гласящий, что приоритет должен быть у естественных ландшафтов. Таким образом, наступление на этот беломорско-балтийский путь сжимается. Происходит разрушение экосистемы. В силах людей прекратить это уничтожение. 

  • фото: Сергей Ермохин
  • фото: Сергей Ермохин
  • фото: Сергей Ермохин
  • фото: Сергей Ермохин
  • фото: Сергей Ермохин
  • фото: Сергей Ермохин

Кстати

Специалисты Санкт-Петербургского научного центра РАН летом 2015 года по заказу портового оператора ООО "Феникс" провели научное исследование. Согласно его результатам, плавни Кронштадтской колонии являются одной из пяти важнейших зон в окрестностях Петербурга, где зафиксированы миграционные стоянки и места гнездования птиц на Беломоро-Балтийском перелётном пути. По оценкам орнитологов, на плавнях заказника останавливаются и гнездятся до 300 000 птиц за год. Как утверждает в материалах обследования орнитолог Владимир Фёдоров, в случае утраты спорной части заказника с плавнями, "негативное влияние порта может распространиться на все плавни и вызвать резкое снижение численности как гнездящихся, так и останавливающихся во время миграции птиц. Компенсировать потерю этой части заказника и, соответственно, участка прилегающих плавней за счет присоединения к ООПТ какой-то другой территории невозможно".

В Ломоносове 19 октября в 16:00 должны пройти общественные слушания по по материалам экологического обследования территории заказника. Экологи очень просят всех неравнодушных жителей на них присутствовать. Адрес: Ломоносов, Ораниенбаумский пр., д. 39в, Городской Дом Культуры, актовый зал.

В данный момент активисты собирают средства на юриста и на проведение общественной экологической экспертизы:

1. Яндекс кошелек 41001952804852 (держатель - Ольга Сенова)

2. Сбербанк счет номер 42307 810 5 55048201494
Шауро Татьяна Николаевна

Справка 

Один из участков появившегося в 2013 году заказника, «Плавни Кронштадтской колонии», был создан для отдыха горожан, притока туристов, ценящих природу, а также для сохранения тростниковых и камышовых зарослей, являющихся местами массового гнездования и крупных миграционных стоянок водоплавающих и околоводных птиц. Летом 2015 года по заказу оператора портового комплекса Бронка было начато экологическое обследование прибрежной территории, а правительством города внесены изменения в Генеральный план по изменению границ заказника.

Петербуржцы собрали более полутора тысяч подписей под электронной петицией, в которой призывают отказаться от сокращения заказника «Южный берег Невской губы» в интересах порта Бронка, и обратиться в Министерство обороны с просьбой передать в собственность Петербурга территорию неиспользуемой воинской части №20471 в Ломоносове для расширения заказника.

share
print