Истории

Романтики и прагматики

В конце сентября мы узнали грустную новость: Арам Габрелянов, новый глава «Балтийской медиа-группы» (БМГ), в следующем месяце закрывает газеты «Вечерний Петербург», «Невское время» и «Смену», принадлежащие БМГ.

Мы, журналисты, расстроились. Еще бы: каждый прошел через работу хотя бы в одной из этих редакций. Я, например, 1990-е служила «Невском времени» и в «Вечерке»...

Всем стало грустно. Некоторые извлекли из личных архивов фото тех времен, где все молоды, улыбаются и одеты в модную тогда «варенку».

Грустно, конечно. Обидно, что люди потеряли работу. Обидно, что Габрелянов, вообще, пророчит конец рынку бумажной прессы.

Еще грустнее то, что ничего удивительного не случилось. Ни с точки зрения сегодняшнего момента, ни с исторической точки зрения. Эволюция российской прессы, начиная с 1702 года, с того самого времени, когда Петр I, можно сказать, насильственный образом основал газету «Ведомости» – первое русское периодическое издание.

Российская пресса начала свое развитие через сто лет после западной. В конце XVIII века в Великобритании уже выходила ежедневная газета «Таймс», обладавшая разветвленной корреспондентской сетью в разных городах страны.

Российская журналистика долгое время подразделялась на два основных вида: ежемесячные журналы, поддерживаемые монархом, и ежемесячные журналы, существовавшие на деньги частников. И те, и другие были дотируемыми. Первые, понятное дело, царем. Вторые – частными лицами. Первые поддерживали власть, вторые – критиковали. Все.

Профессии журналиста (того, кто пишет за гонорары) в России в течение долгого времени не было как таковой. Почему? А потому, что пресса существовала не для передачи свежей информации, не для анализа текущих новостей, а для того, чтобы на ее страницах высказывались те, кому, как сказали бы в Одессе, таки было, что сказать за жизнь. Сколько времени существовали разные издания фактически уничтоженного Екатериной II Николая Новикова? Сколько времени Иван Крылов выпускал свою «Почту духов»? Список российских изданий, просуществовавших в течение года или меньше, длинен.

Самым комфортным для России всегда был формат ежемесячного литературно-художественного журнала, существующего на деньги преданных подписчиков-единомышленников. Да, история не забудет случившегося в XIX веке взлета некрасовского «Современника». Но и это периодическое издание мало общего имело с ежедневной ли даже еженедельной газетой. Таблоидный формат – как бы не наш.

Основная часть современных СМИ, вокруг которых группировались или группируются те, кому есть, что сказать, существуют до тех пор, пока спонсорам (не инвесторам, а именно спонсорам) не надоедает по какой-то причине их содержать. О бизнесе и говорить как-то неудобно.

Убыточные СМИ у нас бывают и хорошие, и плохие, и левые, и правые. Их объединяет другой признак – вид. Все они – общественно-политические. Их сотрудники считают: сам факт того, что они служат в качественных СМИ и пишут о серьезных вещах, должен привлекать спонсоров их деятельности. А так не получается.

Когда-то известный питерский журналист Михаил Золотоносов справедливо и не без иронии отметил, что он-де рад был бы работать в СМИ с двумя тысячами близких по духу читателей. Только где такую газету или журнал взять?

Оперативно собирать новости тяжело. Самовыражаться, особенно при наличии таланта, легко. В прибыль выходить тяжело. Жить за счет инвесторов легче.

Лично мне бы хотелось, чтобы эти издания, пусть в каком-то другом виде (пусть эти бренды кто-то выкупит) жили, не думая о прибылях. И пусть там работают самые талантливые. Но только я не уверена, что так получится.
И последнее. Моя знакомая работала долгое время в Москве, в одном из русскоязычных изданий немецкого концерна «Бауэр». Скажу сразу: мне в голову не придет даже взять в руки какой-нибудь их «Оракул», «Тайны звезд» или «Женские истории». Вы скажете: эти издания выпускают на потребу невзыскательной публики. А у общественно-политических СМИ аудитория интеллектуальная. Да, это так.

Только эта моя знакомая рассказывала, сколько времени и денег хозяева этих простеньких, но весьма прибыльных СМИ тратят на скрупулезнейшие исследования целевых аудиторий, как тщательно они разрабатывают концепции СМИ, которые покупают и в которых будут размещать рекламу.
Насколько мне известно, романтично настроенные менеджеры большинства общественно-политических СМИ до такой ерунды не опускаются. А жаль, но удивляться нечему.
 

share
print