Культура

Конфуз Милонова

12 октября 2015 16:14 Андрей Гореликов
версия для печати
Показ фильма «14+ История первой любви» на прошлой неделе. вопреки ожиданиям многих не вызвала ни ажиотажа, ни скандала. «Мой район» побывал на премьере, выясняя, было ли причиной заступничество Михалкова или качество самой картины.
Конфуз Милонова Фото: www.youtube.com

О «14+» Андрея Зайцева заговорили, когда фильм показывали во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля. Пиар оказался таков, что «скандальное» кино о любви школьников в московском спальном районе очередные озабоченные нравственностью активисты принялись запрещать заранее, увидев лишь трехминутный трейлер. Не мог не отметиться, разумеется, Виталий Милонов.

«Проблемы с этим депутатом у всех давно. Может быть, отчасти фильм своим успехом будет обязан его вниманию», - понадеялся на премьере пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин.

Милонову, впрочем, уже пришлось извиняться перед создателями фильма, когда ему заявили, что эротических сцен в картине нет, а Никита Михалков вдобавок предложил депутату «искать детей в капусте».

«14+» был спонсирован Министерством культуры РФ. Ведомство вообще пытается делать ставку на детское кино и молодежные комедии, в которых, надо сказать, иногда есть и эротика и наркотики, и алкоголь. Впрочем, именно в фильме Зайцева с этим никаких проблем. В том смысле, что сексом в кадре никто не занимается, пьют только взрослые и хулиганы, а курить - так ни один персонаж не курит. При том один из самых «целомудренных» молодежных фильмов от Минкульта стал самым обсуждаемым.

По иронии, в кулуарах перед премьерой говорили о «Любви» Гаспара Ноэ — картине, которая, по единодушному мнению критиков, столь же слаба, сколь откровенна. Владимир Мединский запретил ее прокат, и на единственном показе в Петербурге чуть не возникла давка. «Не начни Мединский толкать речи — никто бы фильм и не заметил», - говорили зрители. Видимо, по такой же схеме сработала раскрутка «14+», но в этом случае Минкульт вполне мог раздуть безопасный контролируемый скандальчик сознательно.

Фильм Зайцева совершенно стерилен. Не потому, что подростки в кадре не пьют и не нюхают, как любили показывать в перестроечном кино. А потому, что здесь нет характеров, только функции и штампы. Главный герой — сорванец, но добрый и смелый. Его девушка — барышня с характером. Его друзья нужны лишь для того, чтобы посодействовать сближению влюбленных. Сюжет следует тем же путем, что и сотни западных фильмов о взрослении. Бедный район, школа, драка со старшими парнями, родители, потеря невинности — это показывали очень много раз, хотя и редко — в России.

«Нет, я не пытался заполнить лакуну в российском кино. Мысли были только снять фильм, который хотелось бы увидеть мне самому», - проговаривается Зайцев.

Действительно, такой фильм скорее хотелось бы увидеть не влюбленному пятнадцатилетнему, а дяденьке лет под сорок. Первая сцена: мама будит сына, тот никак не просыпается. Мама: «Леша, скутер угнали!». Сын подскакивает на кровати на два метра. Здесь должен быть смех, но в зале висит тягостное молчание. Следующая сцена: учительница рассказывает классу про многочлены. Школьники гогочут. Шутка повторяется один раз, два, три, четыре, пять раз! Зал по-прежнему отказывается смеяться. То есть, фильм напоминает растянутый выпуск журнала «Ералаш» - старенькие режиссеры и сценаристы, забывшие, каково быть детьми на самом деле, заставляют детей шутить не смешные шутки, да еще говорить «с выражением». Не хватает только характерной музыки. Вместо нее в фильм не к месту вставили Radiohead, о чем очень много хвастались перед показом.

Единственное, что спасает детский фильм «14+» (помимо сцен с гопниками) — взрослые. Хорошо играют практически все представители «враждебного» взрослого мира, прежде всего, конечно, мать главного героя. Актриса Ольга Озоллаппиня, кстати, в реальности только лет на 15 старше своего «сына», но образу это не помешало. Жители спальных районов, продавщица с синяком под глазом, женщины, поющие попсу на кухне, под водку, мать, вяжущая сыну свитер «как у Данилы Багрова» - невероятным образом режиссер смог их показать без насмешки и презрения. Таких случаев в нашем кино чуть ли не единицы.

Ну а после, конечно, зрители благодарили съемочную группу, говорили, что вспомнили юность, и что такого кино не хватало после «чернухи» от Гай Германики. Видимо этим же доволен и Минкульт. «Школа» Германики кстати в свое время шла по ТВ с Высочайшего соизволения, и до сих пор консерваторы, сколько ни кусали локти, не могли предложить ничего взамен для подростков. Теперь вот появился «14+» - вроде и про школьников, и про секс, и про «народ», да не прикопаешься. Никакой пропаганды, всякий Милонов может спать спокойно. Единственное, что настоящие подростки могут и не схавать. Ведь Германика была каким-никаким явлением, а Зайцев — одно только общее место, интереснее порно посмотреть. 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 174

Все опросы…