Истории

В фокусе «Золотого софита»

Смог ли оргкомитет высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит» пройти по лезвию бритвы, балансируя между стремлениями быть милосердным и справедливым, — в репортаже «МР» с церемонии вручения «девочек на шаре».

Итоги театрального сезона 2014-2015 по версии оргкомитета высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит» лишь отчасти совпали с ожиданиями критиков и публики.

Впрочем, особых иллюзий и не было, когда в список номинантов не попали самые яркие постановки основных драматургических площадок города — «Маскарад» Валерия Фокина на сцене Александринского театра, «Что делать» и «Пьяные» Андрея Могучего в БДТ. Участие художественного руководителя БДТ в церемонии вручения премии свелась к торжественной роли статиста: Могучий вручал статуэтки девочек на шаре лауреатам в номинации негосударственные театры. Как бы извиняясь за жюри премии, Ирина Полянская, Александр Баргман и Сергей Бызгу («Сергей Бескомпромиссный, Ирина Протеже и Александр Однако»), ведущие церемонии, приветствовали главу «Большого драматического коллектива» (намекая на сложные отношения в труппе) плакатом на листе ватмана с надписью: «Пьяные, мы с вами». Зал и этот намек понял.

И все же оставалась надежда, что экспертный совет сможет пройти по лезвию бритвы, балансируя между стремлениями быть милосердным и одновременно справедливым. Чрезмерная осторожность помешала отметить бьющих током режиссуру «Земли» Максима Диденко и словом «Кабаре. Брехт» Юрия Бутусова. Аллюзии на эти спектакли считывались в хореографических этюдах студентов курса Григория Козлова и Сергея Бызгу, «разогревавших» церемонию награждения.

Некая степень свободы чувствовалась лишь в оценке негосударственных театров, где вопреки правилам сразу два режиссера получили статус лучших — Яна Тумина за «Барьер» в театре «Особняк» и Петр Шерешевский за «Конформист» в Камерном театре Малыщицкого. Лучшей актрисой названа Анна Алексахина за Аркадину в спектакле по чеховской «Чайке» в постановке Вениамина Фильштинского в «Таком театре». Лучшим актером признали Филиппа Дьячкова за роль Ильи в спектакле «14+» Алексея Забегина и Владимира Антипова в «Этюд-театре». Статуэтка Дьячкова во многом искупила все огрехи премии, так как стала признанием не только молодого и талантливого актера и «Этюд-театра», но, опосредованно, и всей «новой волны» на питерской сцене. В том числе и труппы «Земля», где Филипп сыграл роль «кулака» и номинировался на лучшую мужскую роль в драматическом спектакле.

Статуэтку лучшего актера по заслугам получил Дмитрий Воробьев: по факту за роль Петера Эгермана в спектакле «Из жизни марионеток» Анджея Бубеня, мечталось (между строк), — за роль банкира в «Пьяных». Дмитрий озвучил то, что понимали все, условность, театральность и наигранность премии: «У меня уже есть два “софита” за актерский ансамбль, это первая премия за роль. Извините, что мне в этом году 50».

В том же русле — до премии надо дожить — шутил и Борис Улитин, получивший «софит» за лучшую роль второго плана в «Визите дамы» в постановке Татьяны Казаковой в Театре Комедии им. Акимова: «Я вспомнил речь Капицы на вручении Нобелевской премии. ”Надо долго жить”. Я не старик, но пожить успел, и рад, что получил одобрение в городе. Можно еще пожить».

Честной (не к юбилею, а за игру) и абсолютно бесспорной была статуэтка Анны Ковальчук — действительно одной из лучших и самых ярких актрис на петербургских подмостках. Не вызвал вопросов и долгожданный «софит» Юрия Бутусова. Но в какой-то момент экспертов, похоже, подвело чувство меры и с задором юношеского максимализма они вывели «Город. Женитьба. Гоголь» в безоговорочные фавориты премии: четыре из восьми статуэток в номинации «драматический театр».

В номинации музыкальных театрах особой интриги не было: Мариинский театр и Театр музыкальной комедии – вне конкуренции. Но случился долгожданный прорыв с признанием Бориса Эйфмана: две статуэтки завоевал «Up&Down» — лучший балет, лучший танцовщик — Олег Марков.

В кулуарах премии обсуждались перспективы «Золотого софита». Очевидно, что надо менять правила игры, делать более прозрачными критерии и процедуру отбора. Вводить новые и уточнять старые номинации. Некорректно ставить на одну планку негосударственных театров обласканную властью «Антрепризу Андрея Миронова», бездомный «Этюд-театр» или скромную площадку для молодых трупп — театр «Особняк». Напрашивается разделение кукольных спектаклей для взрослых и детей, как и специальная категория для театральных экспериментов, дебюта — чтобы «Золотой софит» отражал не прошлое, а настоящее и будущее петербургского театра. И чтобы у «народного экспертного ”Три О”» не было основания шутить, что «Золотому софиту» не хватает номинации «Качественная архаика» и «Лучший упорный и бессмысленный традиционализм».

Лучшие

4 «софита» — «Город. Женитьба. Гоголь» в постановке Юрия Бутусова в Театре им. Ленсовета: лучший спектакль, лучший режиссер, лучшая актриса — Анна Ковальчук за роль невесты, лучший актерский ансамбль Сергей Мигицко, Евгений Филатов и Александр Новиков.

3 «софита» — «Пиковая дама» в постановке Алексея Степанюка, дирижер Валерий Гергиев, Мариинский театр: лучшая опера, лучший исполнитель — Роман Бурденко, лучшая сценография — Александр Орлов.

2 «софита» — «Из жизни марионеток» в постановке Анджея Бубеня в БДТ (Каменноостровский театр): лучший актер — Дмитрий Воробьев, лучшая сценография — Олег Головко.

2 «софита» — «Up&Down», хореография Бориса Эйфмана: лучший балет, лучший актер — Олег Марков.

2 «софита» — «Ваня» в постановке Алексея Лелявского, театр «KARLSSONHAUS»: лучший спектакль в театре кукол, лучшая роль — Михаил Шеломенцев.

2 «софита» — «Барьер» в постановке Яны Туминой, театр «Особняк»: лучшая режиссура и лучший спектакль в негосударственном театре.
 

share
print